Джидарьян И.А.

Институт психологии российской академии наук. Москва.

Ценностная специфика и структура счастья.

(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, код проекта N 98-06-08023а )

Ценностный подход к пониманию и определению счастья является одним из наиболее традиционных в науке, хотя не всегда он связан с непосредственным соотнесением и специальной разработкой понятий счастья и ценности. Это относится, на наш взгляд, и к философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна, в которой проблема счастья, как впрочем и ценности, не была выделена (и это вполне понятно) как отдельная научная проблема. Тем не менее многие аспекты этих проблем, как и общий подход к их разработке, были заложены в том комплексе философско-психологических идей о человеке, которые определили новаторский дух и гуманистическую направленность его учения.

К числу наиболее важных идей и категорий, пронизывающих всю концепцию личности С.Л. Рубинштейна и непосредственно связанных как с проблемой счастья, так и ценности, принадлежит категория "жизненных отношений", точнее, "отношений человека к жизни", необходимо включающих в себя "переживания чего-то личностно значимого для индивида". это личностно значимое и есть ценность, которая не противопоставляется исходному для Л.С. Рубинштейна соотношению мира и человека в качестве первичной основы человеческих мотиваций и действий, а определяется и выводится из этого соотношения. В этой связи он делает важный для нашего понимания ценностной специфики счастья вывод о том, что "не стремление к "счастью" (к удовольствиям и т.д.) определяет в качестве мотива, побуждения деятельность людей, их поведение, а соотношение между конкретным побуждением и результатом их деятельности определяет их "счастье" и удовлетворение, которое они получают от жизни". Другими словами, ценность счастья не в ее абстрактной сущности как самоцели самой по себе, оторванной от реального процесса жизни индивидов с ее постоянными изменениями, переоценкой ценностей, а в соотношении с тем, что "входит у человека в систему, иерархию значимого для него", определяя "содержательный мир внутри человека". Социально-психологический смысл и объективное основание счастья как "полноценного, радостного человеческого существования" и выражение "внутреннего бытия человека в его отношении к миру, к другим людям и т. д." раскрываются С.Л. Рубинштейном в контексте формулируемых им идей о полноте этих отношений, об "осознании истинных масштабов того, за что мы боремся в жизни", об учете и реализации всех способностей и возможностей, которые создаются жизнью и деятельностью человека и т.д.

Таким образом, в отличие от абстрактной постановки вопроса о ценностной сущности счастья как какого-то абсолюта, "бытия - в себе" или как конечной, высшей цели человеческой жизни, которая просматривается не только в истории, но и в современной науке, С.Л. Рубинштейн переводит решение этой проблемы в плоскость конкретного анализа реальной диалектики "становления всей личной жизни человека" с присущими ей ценностными отношениями и "системой значимости".

Этот подход определил методологию и содержательную направленность проведенного нами эмпирического исследования ценностной специфики и структуры счастья на основе изучения представлений о счастье реальных личностей, с их содержательно-психологическими характеристиками и индивидуально выраженными композициями.