Бубнова С. С.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

Ценностные ориентации как нелинейная система и диагностика внутриличностной неопределенности

Социально экономические преобразования в России проходят сложно. Настоящее время характеризуется нестабильностью социальной ситуации. В качестве одного из отрицательных последствий периода экономических реформ нередко называется качественное изменение системы общественных и личностных ценностей. Так ли это на самом деле? Действительно ли глубока трансформация системы ценности личности и общества в период его социально-экономических преобразований?

Теоретико-методологическими основаниями работы, посвященной исследованию структуры ценностных ориентаций, явились следующие. Ценности суть значимые для личности объекты и явления окружающей действительности, определяющие ее направленность и мотивацию деятельности. Чрезвычайно важным свойством системы личностных ценностей является многомерность, заключающаяся в том, что критерий их иерархии - значимость для личности - отражает различные содержательные аспекты, обусловленные влиянием тех или иных форм социальных отношений. Структура такой системы чаще всего нелинейна, поэтому методы ее диагностики должны опираться на многомерный статистический анализ, в частности, неметрическое многомерное шкалирование.

Вторым принципом исследования ценностных ориентаций является ее многоуровневость, проявляющаяся в иерархическом строении этой системы. На основе нормативного подхода выявлено три основных уровня в системе ценностных ориентаций: ценности - идеалы; ценности - свойства личности; ценностные способы поведения и установлены конкретные эмпирические зависимости между ними (Бубнова, 1998) Система ценностей - идеалов проявляется в жизнедеятельности как наиболее значимые свойства личности, ее реализующие и формирующиеся путем закрепления наиболее приемлемых и адекватных способов поведения.

На основе принципов многомерности и иерархичности разработана оригинальная методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций. Методом парного сравнения ценностей по двум критериям с последующей обработкой методами многомерного анализа возможно выделить подструктуры различных по значимости ценностей. Описаны собственно психологические особенности данного метода: замена цели исследования частными задачами; возможность изучения влияния неосознаваемых компонентов психики в процессе выбора сравниваемых параметров.

Построенная на принципах синергетики МДЦО используется в ситуации психологического консультирования, профотбора и подбора кадров. В результате эмпирического исследования изучена система ценностных ориентаций различных возрастных и социальных групп: школьников (1-10 классы), студентов различной профессиональной ориентации, работающей молодежи. Так, установлено, что система ценностных ориентаций в школьном возрасте подвергается качественному переструктурированию каждые 1,5 -2 года. В кластер отвергаемых школьниками ценностей в последние три года “включилась” ценность удовольствия и отдыха, в кластере значимых: 1-ый -2ой класс: любовь к близким, стремление к красоте, познание; 3 - 4 класс: любовь, здоровье, общение; 6 - 7 класс: общение, любовь, помощь другим, удовольствие; 10-11 класс - любовь уважение познание.. Интересен тот факт, что в подструктуру отвергаемых ценностей всех исследованных нами выборок, кроме школьников среднего возраста, вошли стремление к удовольствию и отдыху и ценность социальной активности для достижения позитивных общественных изменений.

Сравнение результатов диагностики личностных ценностей методами попарного сравнения и линейного ранжирования по R-критерию Спирмена показало наличие незначимой корреляционной связи между ними. Этот факт подтверждает мысль о том, что линейными методами невозможно адекватно оценить многомерную систему ценностных ориентаций.

И, наконец, остановимся еще на одном эмпирическом факте, имеющем отношение к психологической трудности переживания современной социальной действительности. При исследовании ценностей-идеалов методом попарного сравнения обнаружена достаточно большая группа испытуемых, у которых первые несколько рангов, определяющих подструктуру значимых ценностей, “отсутствуют”, т.е. не заняты ни одной из ценностей. Другими словами, ни одна из ценностей не оценена как наиболее значимая, и даже более того, у многих испытуемых не обнаружено несколько первых рангов, определяющих подструктуру значимых ценностей. Этот факт можно интерпретировать как состояние неструктурированности, неопределенности, размытости системы ценностных ориентаций личности. Данное психологическое состояние оценивалось испытуемыми как нестабильное, тревожное, что подтверждалось завышенными показателями личностной и ситуативной тревожности, преобладанием экстрапунитивной направленности и низким уровнем толерантности к фрустрации. Однако необходимо заметить, что явление неопределенности, свидетельствующее о том, что старая система ценностей отработала свою программу, а новой еще не сформировалось, говорит о позитивном факте - личность в этот период находится в состоянии духовного изменения, перелома, развития.

Анализ процесса структуризации системы ценностей-идеалов и психических свойств, детерминирующих его, является предметом нашего дальнейшего исследования.