Блинникова И.В.

Институт психологии Российской Академии Наук, Москва

Роль зрительного опыта в когнитивном развитии младенцев

Исследование осуществляется при поддержке Российского Фонда Гуманитарных Исследований. Грант N 98-06-08123

Введение: Вопрос о роли зрительного опыта в когнитивном развитии имеет ключевое значение для понимания механизмов становления психики в онтогенезе. Как взаимодействует характер внешней стимуляции с теми или иными внутренними структурами? Насколько взаимозаменяема модальная информация при становлении психических процессов? Одной из возможных исследовательских парадигм в изучении этих вопросов является сравнение когнитивного развития детей с нормальным зрением и тяжелыми врожденными зрительными патологиями. Однако результаты подобного рода исследований часто противоречивы и демонстрируют очень высокий уровень индивидуальных различий у испытуемых с нарушениями зрения. В данном исследовании мы попытались уменьшить число факторов, влияющих на индивидуальные различия испытуемых, и сравнить раннее сенсо-моторное и когнитивное развитие близнецов, имеющих разный зрительный статус.

Метод: 3 пары близнецов принимали участие в эксперименте. В каждой паре один из близнецов имел только светоощущение (все дети имели диагноз ретинопатия недоношенных V степени, этот диагноз свидетельствует о практически полном разрушении сетчатки). Второй близнец имел либо нормальное зрение для своего возраста, либо гораздо меньшие нарушения зрительного анализатора. Дети тестировались в 8, 12, 18, 24 месяца в домашних условиях с помощью специальных тестовых шкал, разработанных на основе Теста младенческого развития Н. Бэйли (Bayley Scales of Infants Development) и Теста развития слепых детей М. Брамбринга. Сравнение тестовых показателей осуществлялось внутри пар.

Результаты и обсуждение: Мы наблюдали стабильное отставание в общем развитии слепых младенцев. Такой результат согласуется с немногочисленными предыдущими исследованиями, однако, более интересными являются данные о конкретном характере отставания и гетерохронности развития тех или иных психических функций. В частности, до года констатируется отставание в выполнении таких проб как “поворот головы на звук”, “поднимание головы”, “поворот со спины на бок и на живот”, “дотягивание до звучащих предметов”. Тем не менее, в пробах, имеющих отношение к схеме тела (прежде всего, касающихся взаимодействия “рот-рука”, “рука-рука”), значительных различий не наблюдалось. Эти результаты свидетельствуют о стимулирующей роли зрения прежде всего в развитии моторики, а также об интегративной роли зрения для общего сенсорно-когнитивного развития. В тоже время существование прото - пространственных репрезентаций, связанных со схемой тела, обеспечивают обходной путь для развития когнитивных функций, которое, тем не менее, осуществляется с некоторой задержкой.

Такие выводы подтверждаются и результатами детей от года до двух лет. На этом возрастном этапе дети с серьезными нарушениями зрения значительно сокращают отставание в общем моторном развитии. Они демонстрируют хорошее знание собственного тела и тела другого человека, также как знание домашней обстановки, расположение комнат и вещей. Они легко идентифицируют объекты их повседневного обихода и владеют многими практическими умениями. В развитии речи на данном возрастном этапе также не наблюдается серьезных различий. Однако у них проявляется явное отставание в развитии тонкой моторики, в понимании пространственных предлогов и тактильной идентификации пространственных форм.

Интересно проанализировать данные, касающиеся концепции объекта у младенцев. С одной стороны, в ряде “классических” проб (переделанных под слуховую модальность) практически слепые дети не демонстрируют понимания постоянства объекта. Однако, начиная с 8 месяцев, они наклоняются и поднимают с пола выпавший из руки предмет, ищут потушенный фонарик, который до этого передвигался по комнате в виде светящегося пятна. В ряде других случаев они также демонстрируют, понимание того, что объекты не исчезают бесследно, что под действием силы тяжести они падают вниз, и, хотя не всегда успешно, но могут прогнозировать траекторию движущегося объекта. Эти данные можно интерпретировать в том смысле, что хотя зрение, по всей видимости, и является одним из базовых факторов в формировании концепции объекта у младенцев, однако некоторые проторепрезентации объекта и понимание его свойств существуют в недифференцированном виде до начала активной внешней стимуляции.