Беловол Е.В.

Институт психологии МГСУ. Москва

Индивидуально-психологические особенности социальных работников

Традиционно отношение “человек-профессия” анализируется в направлении от профессии к человеку, т.е. в практических разработках индивидуальные особенности человека обычно характеризуют исходя из требований профессии, а не из природы индивидуальности. В настоящее время в рамках отечественной школы дифференциальной психофизиологии, было предложено новое направление, базирующееся на идеях В.Д. Небылицина - концепция целостной индивидуальности ( Т.Ф. Базылевич). Важнейшей особенностью этой концепции является единство содержательных и формально-динамических аспектов целостной индивидуальности человека. Целостное представление об индивидуальности только формируется и оно, в первую очередь, требует понимания закономерностей отражения именно формально-динамических свойств в активных формах взаимодействия субъекта с объектом.

Задача данного исследования заключалась в оценке тех психологических свойств, которые относятся к природно - обусловленным особенностям административных социальных работников, а именно, к их темпераменту. В исследовании приняло участие 29 студентов МГСУ в возрасте от 21 до 31 года. Все испытуемые уже имели опыт работы в социальной сфере, т.е. они уже сформировали свое представление о будущей деятельности.

Эксперимент заключался в заполнении теста - опросника, оценивающего структуру темперамента - ОФДСИ (Русалов В.М., 1997 год) и специального бланка, где необходимо было указать пол, возраст, образование. Контрольная группа состояла из 26 студентов московских технических вузов. Возраст студентов колебался от 20 до 28 лет. Контрольная группа использовалась для того, чтобы провести сравнительный анализ свойств темперамента и выявить специфику будущего административного социального работника.

В результате исследования установлено, что будущие организаторы и управленцы социальной сферы (административные социальные работники) по сравнению со студентами технических вузов характеризуются более высокими значениями эмоциональных и коммуникативных шкал (эргичность, пластичность, скорость) и более низкими значениями интеллектуальных шкал. Разница значима (p ? 0.05)