Балиашвили М.С.

Институт психологии им. Д.Н. Узнадзе. Тбилиси

ОБЪЕКТИВНОЕ САМОСОЗНАНИЕ И ТЕНДЕНЦИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ

Я-концепция - совокупность установок по отношению к самому себе, как и всякая система установок может меняться, в особенности в контексте жизненных событий, испытанных удач, неудач, фрустраций и т.д. К числу специфических ситуативных факторов, влияющих на компоненты Я-концепции: Я-реальное и Я-идеальное, относят фокусирование влияния на собственном Я. Это, так называемое объектное самосознание, согласно авторам одноименной теории, в частности, от обстоятельств увеличивает расхождение между Я-реальным и Я-идеальным, т.е. меняет самооценку. Объективное самосознание экспериментально запускается целым рядом довольно простых средств, таких как зеркало, фото, видеокамера, аудитория и т.д.

Поставив целью изучение непосредственного влияния на самооценку объективного самосознания, мы предположили, что объективное самосознание усилит тенденции самопрезентации, тем самым повысит самооценку. Проведение эксперимента заключается в заполнении составленных нами шкалы, в которой 50 биполярных прилагательных располагались на 11-ти ступенчатой шкале. От испытуемого требовалось указать на шкале, куда он относит себя по указанным характеристикам. Шкала заполнялась с двух позиций - Я-реального, а затем - Я-идеального. Было проведено три серии эксперимента:

  1. С зеркалом и без него;
  1. Без зеркала, но в присутствии заинтересованного наблюдателя;
  1. Без зеркала, без внешнего наблюдателя, но субъекту сообщалось, что заполненные им шкалы посмотрит позднее группа экспертов и вынесет определенное суждение об его личностных особенностях.

Во всех трех сериях были получены значимые расхождения между Я-реальным и Я-идеальным, т.е. повышение самооценки. Таким образом, можно сделать вывод, что Я-концепция подвержена влиянию ситуационных факторов, несущих в себе заряд оценки: будь то фокусирование внимания на самом себе, заинтересованное внимание другого человека или даже ожидаемая оценка в будущем.