А.В. Брушлинский

член-корреспондент РАН, директор Института психологии РАН

Андеграунд диамата

В расхожей зарубежной, а теперь и отечественной трактовке диамат (диалектический материализм) - это синоним официальной, марксистско-ленинской, весьма примитивной философии, насильно навязанной “сверху” нашей интеллигенции в 1930-50-ые годы, но отчасти сохранившей свое влияние вплоть до конца 80-ых годов.

В условиях такого философского бескультурья лишь очень немногие советские специалисты осмеливались сохранять и развивать лучшие традиции высокопрофессиональной философии. Одним из первых среди этих немногих очень мужественных гуманитариев был Сергей Леонидович Рубинштейн.

В процессе всего своего многолетнего научного творчества Рубинштейн последовательно разрабатывал как бы “третий путь” в философии и в психологии, позитивно преодолевая неприемлемые для него крайности и материализма, и идеализма. Но, конечно, в 30-50-ые годы он мог называть этот третий путь только диалектическим материализмом.

В своих немногочисленных печатных работах 20-ых годов Рубинштейн начинает создавать концепцию человека как субъекта, его деятельности и т. д., но он нигде не делает ссылок на Маркса, хотя после революции они очень помогли бы в конъюнктурно-прагматическом смысле.

Положение существенно изменилось, когда в 1927-32 гг. впервые были опубликованы ранние философские рукописи Маркса (1844г.), в которых детально (в отличие от “Капитала”) автор раскрывал свое отношение к философской системе Гегеля и свой подход к проблеме человека и его деятельности. Теперь Рубинштейн увидел определенную концептуальную близость между своими и марксовыми воззрениями на сильные и слабые стороны немецкой классической философии, на проблемы субъекта и его изначально практической (затем также и теоретической, но в принципе единой) деятельности, на историческое развитие человеческой психики и т. д. Поэтому в своей знаменитой статье “Проблемы психологии в трудах Маркса” (1934) и в “Основах психологии” (1935) Рубинштейн не конъюнктурно, а искренне и аргументированно использует и оригинально развивает по-новому открывшуюся теперь марксову философию для дальнейшей разработки своей концепции, создаваемой с 1917-22 гг.

В 1940 г. Рубинштейн публикует первый фундаментальный труд “Основы общей психологии”, в котором он представил свою новаторскую систему психологии, разработанную теоретически и экспериментально. В апреле 1942 г. по представлению ряда психологов и - помимо них - выдающихся естествоиспытателей академиков В.И. Вернадского и А.А. Ухтомского (развивающих также и психологическую проблематику) этот труд был удостоен высшей в то время Государственной (Сталинской) премии. Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, философ Рубинштейн, вынужденный с 30-ых годов “эмигрировать” целиком в психологию, систематически и плодотворно перестроил ее на основе общей идеи деятельности. Вместе с ним эту работу проводили также психологи А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, Б.Г. Ананьев и др. А с другой стороны, в то же самое время в советской философии вся эта важнейшая идея не могла разрабатываться и даже упоминаться, поскольку в философском лексиконе главного “философа” страны Сталина термин “деятельность” напрочь отсутствовал. Объяснение данного парадокса заключается, по-видимому, в том, что психологическая наука - в отличие от философии, истории и др. - находилась не в центре, а на периферии официальной идеологии (и Сталин не претендовал на пост первого психолога Советского Союза).

Однако в конце 40-ых годов Рубинштейн был объявлен главным космополитом в психологии, снят со всех постов и даже несколько лет не мог печататься. Лишь после смерти Сталина он был постепенно восстановлен в правах и начал публиковать свои новые труды, написанные им в годы несправедливых гонений. В 1957 г. ему удалось, наконец, издать свою капитальную философско-психологическую монографию “Бытие и сознание”, в которой он первым из советских философов реабилитировал онтологию (философское учение о бытии), не признаваемую нашей официальной философией (поскольку Маркс, Энгельс и Ленин не использовали термин “онтология”). Рубинштейн осуществил этой своей книгой “тихую” революцию в философии и теоретической психологии, разрушив один из устоев всей тогдашней советской философии, ошибочно усмотревшей первородный грех и главный порок идеализма в утверждении, что без субъекта нет объекта. Рубинштейн убедительно показал, что это правильное утверждение, но оно неправильно отождествлялось со справедливо критикуемым положением о том, что природа не существовала до и без человека. Он четко аргументировал свою принципиально важную идею о различении (у нас обычно синонимизируемых) категорий бытия и объекта.

Пользуясь хрущевской “оттепелью”, Рубинштейн смог теперь написать не только о достоинствах, но и о недостатках марксовой философии. Это он сделал в своей последней книге “Принципы и пути развития психологии” (М., 1959). Здесь Рубинштейн не соглашается с исходным материалистическим принципом Маркса “бытие определяет сознание”, с его положением о слитии в одну единую науку естествознания и общественных наук, с его пониманием соотношения человека (культуры) и природы и т. д.

И, наконец, в 1973 г. был посмертно опубликован (конечно, с купюрами цензора) главный философский труд Рубинштейна “Человек и мир” (переизданный полностью в 1997 г.). В этом труде, созданном в конце 50-ых годов незадолго до своей скоропостижной кончины 11 января 1960 г., Рубинштейн первым из советских философов разработал оригинальную целостную концепцию философской антропологии (учения о человеке).

Таким образом, вынужденно называя свою новаторскую философию диалектическим материализмом, Рубинштейн сознательно ввел в научный оборот совершенно новое понятие диамата, принципиально отличное от официальной его трактовки.