Александров Ю.И.

Институт психологии Российской академии наук. Москва

Психика в фило- и онтогенетическом развитии

*(работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, код проекта99-06-00169)*

Филогенез

В филогенетическом развитии не было “до-психического” этапа: существования физиологического без психического (Я.А. Пономарев). Психологическое и физиологическое описания поведения - частные описания одних и тех же процессов, организующих элементы организма в систему, направленную на достижение полезного приспособительного результата (В.Б. Швырков).

В филогенезе не было и этапа “реактивности”. Реактивность свойственна мертвой природе. Возникновение жизни означает возникновение активности. Живое, в отличие от неживого, отражает мир опережающе, его активность в каждый данный момент - не ответ на прошлое событие (стимул), а обеспечение будущего (результата). Таким образом, отражение ни на каком этапе филогенеза не было рефлекторным, но всегда – опережающим. Представление о том, что живое не реагирует на стимулы, кодируя и декодируя информацию об их свойствах, а реализует поведение, направленное в будущее, формируя при этом внутреннюю субъективную модель будущего события - результата, с необходимостью требует признания “опережающего отражения” (П.К. Анохин), характеризующего живое, субъективным.

Усложнение организмов в филогенезе не связано с изменением величины генома. Филогенетическому усложнению организмов соответствует нарастание у них числа типов клеток разной специализации. В связи с этим “революцией” в эволюции можно назвать появление нервной системы. С появлением и развитием нервной системы 1) принципиально возросло число существенно различающихся клеточных специализаций. Разнообразие клеточных специализаций в развитой нервной системе огромно. 2) Поскольку специализация нейронов устанавливается в отношении элементов субъективного опыта - систем, формируемых в индивидуальном развитии (процесс системогенеза), в том числе - в отношении индивидуально специфических систем, постольку число различающихся наборов клеточных специализаций стало равно числу индивидов. Спектр принципиально возможных типов специализации зависит от того, к какому виду принадлежит данный индивид, и задается “преспециализацией” нейронов (образование “первичного ассортимента” по Дж. Эдельману), формирующихся в процессе морфогенеза. Селекция из первичного ассортимента группы нейронов и становление их специализации относительного системы соответствующего акта - есть образование “вторичного ассортимента”. Одни группы нейронов в составе первичного ассортимента определяют возможность сформировать конкретные видоспецифические поведенческие акты, другие - делают индивида способным к реализации целых “классов” соотношений со средой (“потенциальная психика” по А.Н. Северцову). Эти классы представляют собой скорее детерминированные особенностями первичного ассортимента диапазоны разных поведенческих возможностей, чем комплекты конкретных актов. Какой именно акт в границах возможностей данного класса будет сформирован в процессе системогенеза индивидом, определяется обстоятельствами его неповторимого индивидуального развития. Понятно поэтому, что набор системных специализаций нейронов (вторичного ассортимента) у данного индивида уникален. Очевидность для исследователей самого разного профиля положения о принципиальном возрастании сложности и индивидуализированности поведения на “постреволюционном” этапе филогенеза, делает объяснимым связывание “собственной истории развития психики” (С.Л Рубинштейн) (в том понимании последней, которым традиционно оперирует научная психология, и в том, которым пользуется обыденная наука) с возникновением и развитием нервной системы. В рамках рассмотрения индивидуального развития как формирования все новых системных специализаций, онтогенез может быть оценен как продолжение в течение жизни индивида филогенетической линии развития, состоящей в нарастании числа типов клеточной специализации, т.е. как продолжение филогенеза.

Онтогенез

С позиций представления о психологическом и физиологическом как о частных описаниях единых системных процессов очевидно, что на протяжении онтогенетического развития нельзя выделить этап “до-психического” поведения: возникнув в самом начале онтогенеза, психика затем лишь развивается (А.В Брушлинский). По ходу онтогенеза как число активных генов в нервных клетках, так и “вес” генетического фактора в детерминации психического, например, интеллекта нарастают. Это нарастание согласуется с пониманием индивидуального развития как последовательности формирования все более дифференцированных систем, фиксирующих этапы развития, а системогенеза - как процесса, в основе которого - “актуализация” генома, обусловливающая формирование системных специализаций нейронов, набор которых индивидуально специфичен. В рамках такого понимания дополнительное значение получает представление о каждом индивиде как о неповторимом генетическом эксперименте (Р. Пломин).

Формирование первичного ассортимента при созревании нервной системы определяется не только генетическими, но и эпигенетическими факторами. Увеличение длительности раннего онтогенетического этапа “созревания”, прогрессивное и характерное для “психически наиболее развитых” животных и человека (К.Э. Фабри) позволило, по-видимому, во все большей мере “индивидуализировать” процесс формирования первичного ассортимента. Степень этой “индивидуализированности” может рассматриваться как один из показателей межвидовых различий. За счет “переслаивания” процесса формирования первичного ассортимента формированием вторичного (по Л.А. Орбели “переплет врожденного и приобретенного внутри нервной системы” у незрелорождающихся животных), первый из процессов стал существенно зависеть от того, каковы характеристики и конкретный набор поведенческих актов, формируемых в раннем онтогенезе данным индивидом. Тем самым особенности вторичного ассортимента, а, значит, индивидуальные особенности и возможности взрослого, стали во все большей степени определяться особенностями его раннего онтогенеза. Логично полагать в связи с этим, что и у особей одного вида межиндивидуальные вариации длительности рассматриваемого этапа могут предопределять те или иные особенности формирования и реализации “взрослого” поведения.