Аллахвердян А.Г., Агамова Н.С.

Институт истории естествознания и техники Российской академии наук. Москва

Малая научная группа в нестабильном обществе: интегративная и дезинтегративная парадигмы.

*(работа выполнена при поддержке РГНФ, грант № 99-03-19807)*

1.Хотя малые социальные группы являются объектом исследований давно, интерес к теоретико-эмпирическому анализу различных типов групп (школьных, студенческих, производственных и др.) оказался крайне “неравномерным”. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты проведенных нами междисциплинарных исследований диссертаций (психологических, педагогических, философских и др.), специально посвященных малым социальным группам. В общей сложности анализом было охвачено 211 кандидатских и докторских работ, выполненных в период 1965- 1980 годов.

Диссертационные исследования малых социальных групп (1965-1980)

Тип группы Дошкольные Школьные Студенческие Спортивные Военные Производственные Художественные Научные
Диссертация

Количество

в %

64

7,2

68

32,4

30

14,4

9

4,3

13

6,2

64

31,1

5

2,4

6

3,0

Как видно из таблицы, большинство диссертационных исследований (113 из 211, т.е. 53,6%) посвящено анализу учебно-воспитательных коллективов (дошкольных, школьных и студенческих), далее - производственные коллективы (30,1%), к категории наименее изученных относятся так называемые творческие коллективы (научные, художественные) - 5,4 %.

2. Теоретический анализ малых групп предполагает изучение как интегративных, так дезинтегративных процессов. Однако в многолетней исследовательской практике акцент делался и делается на анализе интегративных процессов. И это вполне понятно, ибо “интеграция коллектива , предполагающая упорядоченность, согласованность внутригрупповых структур, стабильность и преемственность их функционирования - необходимое условие его целостности” (Донцов, 1984). Такой подход, такую давно сложившуюся ориентацию в исследовании малых групп обозначим понятием “интегративная парадигма”. Подобная парадигма оказалась весьма продуктивной не только в условиях относительно стабильного общества (каковым долгое время считался СССР), но и в новых, социально-экономических условиях (Журавлев, 1999). В основе данного и ряда других эмпирических исследований лежит понимание того, что главным фактором, интегрирующим членов группы, является совместная деятельность.

3.Малая группа, подобно любому социальному организму, не только возникает и развивается, но деградирует и распадается. Очевидно, что факторы, обусловливающие интеграцию членов группы, также ответственны и за ее дезинтеграцию. В анализе этих закономерностей феномен дезинтеграции группы представляется не менее значимым, чем ее возникновение (Ярошевский, 1977). Это в полной мере относится к анализу совместной деятельности в малых научных группах. Единая исследовательская программа, являющаяся главным фактором, интегрирующим членов научной группы, не может существовать сколь угодно долго. Рано или поздно, в силу разных обстоятельств, дезинтеграция совместной научной деятельности по программе становится реальностью, хотя сама малая группа как организационная единица (структура группы, ее руководитель, материальное обеспечение группы и т.п.) может оставаться неизменной. Поскольку члены научной группы более не скреплены совместной деятельностью, каждый из них вынужден строить свою деятельность по индивидуальной исследовательской программе. Но в этом случае утрачивается главное - преимущества коллективной научной деятельности.

4.Какие же факторы могут способствовать дезинтеграции коллективной научной деятельности. С позиций концепции трехаспектности науки (Ярошевский, 1973) ими могут быть предметно-логические, личностные и социальные факторы. Конечно, дезинтеграционное воздействие этих факторов в отдельности, в чистом виде вычленить невозможно. Они проявляются по-разному, в различных “комбинациях” в зависимости от конкретной ситуации. Тенденция к дополнению, обогащению “интегративной парадигмы” ее дезинтегративной составляющей при анализе малых научных групп становится особенно актуальной в условиях нестабильного общества. Здесь, на макроуровне, развитие неблагоприятных социально-экономических процессов оказывает непосредственное дезинтегрирующее воздействие на процессы группообразование на микроуровне. Одно из его следствий - активизация внегруппового миграционного поведения российских ученых или так называемой “утечки умов”.