Абульханова К.А.

Институт психологии Российской Академии Наук. Москва

Теоретическое и эмпирическое развитие концепции личности С.Л. Рубинштейна

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, код проекта 97-06-08193

В “Основах общей психологии” (1940 г.) С.Л.Рубинштейн определил личность как триединство: чего человек хочет, что имеет для него привлекательность (направленность как мотивационно-потребностная система личности), что может человек (его способности и дарования) и, наконец, что есть он сам (каков его характер). Переформулируя это определение сегодня, можно сказать, что личность есть способ соединения (интеграл) ее намерений, потребностей, мотивов (чего человек хочет) с его способностями (что он может) в соответствии с его характером. Это, в свою очередь, позволило определить механизм активности личности как ее семантический интеграл, включающий - притязания (личностное выражение потребностей и мотивов), саморегуляцию (эквивалент возможностей самоорганизации) и удовлетворенность-неудовлетворенность (в соответствии с характером побудитель или блокатор дальнейшей активности). В исследовании проведенном Н.А. Расстригиной, мы предполагали, что не само по себе соотношение этих модальностей (хочу, могу и т.д. и не их выраженность) определяет личностный потенциал, а наличие-отсутствие противоречий между возможностями, желаниями, удовлетворенностью-неудовлетворенностью, и ориентацией в своих притязаниях на успех (или неудачу).

Эмпирическая проверка этой гипотезы опиралась на совокупность методов, посредством которых выявлялись оптимальные или противоречивые соотношения между желаниями и возможностями (хочу-могу), между достижениями в настоящем и желаниями, обращенными в будущее, между настоящими результатами, достигнутыми благодаря способностям и будущими возможностями соотносительно с удовлетворенностью-неудовлетворенностью. Эта совокупность методов в конечном итоге позволяла выявить меру способности личности преодолеть внутренние противоречия для решения ее жизненной проблемы, аккумулирующей ее противоречие с действительностью. Таким образом, преобразование рубинштейновской формулы личности, позволило не ограничиваясь внутренними связями в структуре личности, ее самоорганизацией, выявить те трудности, противоречия, которые мешают ее продвижению в жизненном пути, сковывая личность.

Результаты данного исследования показали, что только высокий уровень мотивации к успеху (или избеганию неудач) прямо связан с удовлетворенностью-неудовлетворенностью, а непосредственно на нее влияет субъективная оценка своих возможностей относительно реальной жизненной ситуации. В неудовлетворенности значительную роль играет если желания преобладают над возможностями. Преобладание же возможностей над желаниями свидетельствует либо об отсутствии жизненной перспективы, либо о высокой внешней или внутренней ответственности.

Как показало исследование Н.Ю. Григоровской (1988), типологические особенности самореализации зависят от отношения ко времени, включающего его восприятие, переживание и бессознательные ресурсы, влияющие на возможности рефлексии и субъективную оценку своих возможностей. Первый тип в своей самореализации зависим от внешне заданного времени, второй - напротив, оценивает время как свои возможности, которые нужно исследовать и использовать, осознает, что ими можно управлять, для третьего время существует как внутренний интегратор, как интенция в будущее, а развитая способность к рефлексии поддерживается бессознательными ресурсами, которые создаются особой способностью переживать всю полноту состояния удовлетворенности.

Модальности личности “могу”, “хочу” и “я есть”, выделенные Рубинштейном, были нами дополнены модальностью “надо”, т.е. ответственностью. В исследованиях Л.И. Дементий (1990) были выявлены типологические, а Е.В. Пащенко (1999) кросс культурные особенности ответственности. Первые оказались связаны с внутренними характеристиками личности, вторые с различиями представлений об отвественности у русских и французов (у русских преобладало, в основном, чувство долга, обязанности, а у французов - сознания и зрелости).