Главная / Новости / ВЕСТНИК РГГУ Серия "Психология"

ВЕСТНИК РГГУ Серия "Психология"

Новый психологический журнал

Специальный номер

К 110-летию со дня рождения Л.С. Выготского

  1 (2006)

Редакционная коллегия:

М.К. Акимова
Г.Г. Кравцов
Е.Е. Кравцова
В.Т. Кудрявцев (отв. редактор)
Т.М. Марютина
И.А. Петухова (зам. отв. редактора)
В.Ф. Спиридонов
А.М. Прихожан
В.К. Шабельников


СОДЕРЖАНИЕ

О журнале "Вестник РГГУ. Серия "Психология""+.+..+...6
Слово Г.Л. Выгодской++++++++++++++++.........+++++..10

Проблемы теоретической психологии

Е.Е. Кравцова. Культурно-историческое понимание "социализации"  ее механизмов в онтогенезе+++++++++++++.............................19
В.Т. Кудрявцев. Личность и ее рост как проблема "глубинно-вершинной" психологии: методологическая проекция++++.42
Г.Г. Кравцов. О методологических стратегиях классической
и неклассической психологии..........................71
В. Сурмава. Конец психофизической проблемы...........79

Феномены личности

А.М. Прихожан. Изучение тревожности как переживания в контексте культурно-исторической концепции++++..++107
О.И. Каяшева, Г.Г. Кравцов. Личностная рефлексия как возрастное психологическое новоообразование........127
Е.Л. Бережковская, Н.Г. Радинская. Культурно-историческая
и гуманистическая психология: возможные точки схода (эмпатия как высшая психическая функция).......139
  
Мышление и творчество

И.А. Петухова. К вопросу о развитии мышления в процессе  обучения  взрослых...................161
В.Ф. Спиридонов. Психологические механизмы решения текстовых задач по математике......173
Т.Н. Котова. Преломление проблемы взаимосвязи обучения и развития в современных теориях мышления.....194

Человек в перспективе развития

Н.В. Разина. Экспериментальное исследование психологического одержания кризиса трех лет+++++++++.215
С.С. Петренко. Музыкальное воображение и его развитие (дошкольный и младший школьный возрасты)++++++++++...233

Психология в мире социальных практик

Г.Б. Ховрина. Коррекция развития детей дошкольного возраста: возможности культурно-исторического подхода........................................250


Междисциплинарные исследования

М.В. Новикова-Грунд. Семиотический подход к тексту в рамках культурно-                                    исторической концепции...274

История психологии

В.Т. Кудрявцев. Философия и теоретическая психология Ф.Т. Михайлова..303
Е.Ю. Завершенева. К вопросу о периодизации научной биографии Л.С. Выготского.................321

Архив

Из записок Л.С. Выготского.....................332


Библиография, рецензии

И.А. Петухова. Психологическая поддержка становления психолога......................338
Г.Б. Ховрина. Новое слово в подготовке будущих психологов......................341

Жизнь науки и образования

К.Г. Владимиров. YI Международные чтения памяти Л.С. Выготского++345
Информация о YII Международных чтениях памяти Л.С. Выготского..+....353

Авторы+++++++++++++++++++++++++..+..+..356




















О ЖУРНАЛЕ "ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ "ПСИХОЛОГИЯ"

На страницах журнала "Вестник РГГУ. Серия "Психология" читатель сможет ознакомиться с  результатами новейших научных и научно-практических разработок коллектива Института психологии им. Л.С. Выготского, сотрудничающих с ним российских и зарубежных психологических центров и специалистов. Однако журнал не будет выдерживаться в жанре "ученых записок" отдельного научного или образовательного учреждения. Результаты, о которых мы упомянули, под определенным углом зрения отражают состояние и перспективы культурно-исторического подхода, выдвинутого в отечественной психологии Львом Семеновичем Выготским и получившего свое развитие в работах многочисленных представителей его школы. Данный подход составляет теоретическую основу образовательной и научной деятельности Института. Новый журнал призван стать прежде всего рупором идей, которые вызрели и оформились в его русле.
Это обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, культурно-исторический подход обладает на данный момент наиболее развитой философско-методологической и конкретно-теоретической базой. Вместе с тем, в центральных психологических изданиях сегодня наблюдается явный дефицит публикаций теоретического характера, что является симптомом стагнации исследований в области теоретической психологии. Благодаря тому, что такие исследования широким фронтом ведутся в Институте, журнал сможет посильно компенсировать этот дефицит по мере их освещения.
Во-вторых,  культурно-исторический подход определяет совершенно особую модель взаимодействия теории, эксперимента и практики, где они представляют собой три стороны единого целого. Тем самым ликвидируется наблюдающееся во всем мире противоречие между фундаментальной (академической) и прикладной психологией, а также дисбаланс теории и эксперимента внутри фундаментальной психологии.
В Институте и у его партнеров имеется опыт и возможности развертывания фундаментальных исследований средствами проектирования различных сфер практической деятельности - образования и иных социокультурных  систем, осуществления психодиагностической и психокоррекционной работы, психологической экспертизы и консультирования, психотерапевтической помощи и др. В соответствии с установкой Л.С. Выготского социальная практика рассматривается исследователями как источник развития фундаментальной науки. Систематическая публикация в журнале результатов данных исследований могла бы способствовать воспроизводству в психологическом сообществе   нового, современного типа профессионализма, для которого характерно внутреннее единство научного знания, практического умения и диалогического отношения к предмету изучения (практической работы).
В-третьих, культурно-историческая психология сочетает в себе достоинства "глубинной" и "вершинной" (Л.С.Выготский) психологии. С учетом имеющихся заделов сегодня она претендует не только на раскрытие объективных - социокультурных  условий психической жизни человека, но и ее интимных механизмов.
Публикация соответствующих материалов в журнале способствовало бы продвижение науки и практики в направлении построения целостного образа человека.
В-четвертых, хотя термин "культурно-историческая теория" непосредственно связан с именами Л.С. Выготского и его последователей, сама эта теория является одним из наиболее разработанных в мировой психологии  подходов к пониманию человеческой психики как культурно-исторического феномена. Помимо теории Л.С.Выготского, эти подходы представлены авторитетными концепциями К.Г. Юнга, Э. Эриксона, Ж.-П. Вернана, М. Мид и др. При всех различиях между ними имеется много общего. Понятие "культурно-историческая психология" постепенно выходит за рамки одной научной парадигмы, по сути, становясь межпарадигмальным. Более того, в дальнейшем не следует исключать возможность диалога и даже интеграции разных направлений культурно-исторической психологии. Такая интеграция - во всяком случае, в условиях России - могла бы осуществляться на основе теории Л.С. Выготского. В связи с эти журнал мог бы предоставить пространство для диалога представителей вышеуказанных направлений, а сама культурно-историческая психология могла бы предстать на его страницах как феномен мировой науки.
В-пятых, в последние десятилетия все более возрастает интерес  наших зарубежных коллег к достижениям научной школы Л.С. Выготского. Об этом можно судить по работам Дж. Брунера,  М. Коула, С. Скрибнер, Дж. Верча, С. Чаклина, Д. Бэкхэрста, Ю. Энгештрёма, П. Хаккарайнена, Р. Ван дер Веера, Ж. Карпея, С. Веджетти, Л. Гараи, М. Хеддегард,  Й. Ломпшера, И. Ивича, К. Амано, Ш. Дои, Э. Камия и др. Изучению и развитию традиций школы Л.С. Выготского посвящает свою деятельность ISCAR - Международное общество культурно-деятельностных исследований. В ряде стран (Японии, Китае и др.) существуют Общества Л.С.Выготского. Работа по организации Международного общества Л.С. Выготского в настоящее время ведется на базе Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. Тематика культурно-исторической теории обсуждается на страницах международного журнала  Russian and East European Psychology', на многочисленных зарубежных Интернет-ресурсах. Надеемся, что новый журнал органично вольется в это движение.
Символично, что первый номер  журнал выходит в год 110-летия Л.С. Выготского. И чем дальше отдаляет нас ход времени от эпохи, в которой жил и творил Лев Семенович, тем больший потенциал открывается нам в его научном наследии. Тем более перспективными начинают видеться поставленные им проблемы, многие (если не большинство) из которых до сих пор не получили исчерпывающего решения.
 Журнал готов предоставлять свои страницы не только для приверженцев культурно-исторической психологии, но и других психологических направлений и течений (которые представлены и в Институте психологии им. Л.С. Выготского). При этом одним из критериев при отборе материала будет служить наличие отношения авторов к проблематике культурно-исторической психологии - особенно, если она  созвучна той, что разрабатывают они сами.  
Хочется верить, что журнал "завоюет" своего читателя - если и не в качестве единомышленника, то, по крайней мере, вдумчивого партнера по диалогу.  К которому мы и приглашаем читателя.

Е.Е.Кравцова,
доктор психологических наук,
профессор,
директор ИП им. Л.С.Выготского  РГГУ,
зав. кафедрой проектирующей   психологии того же Института
                                                        В.Т.Кудрявцев,
                                                                  доктор психологических наук,  
                                                                  профессор,  
                                                       зав. кафедрой  теории и истории
                                                                  психологии ИП им. Л.С.Выготского 
                                                                  РГГУ,
                                                                  ответственный редактор журнала
                                                                  "Вестник РГГУ. Серия "Психология""

        Эл адрес:

        vtkud@yandex.ru


http://www.ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_psy/n921.html