Когда в России начинается Новый год?

В Институте психологии РАН при поддержке РГНФ/РФФИ (проект № 16-06-00859) ведется исследование психологического аспекта праздничной культуры. Праздничный календарь в России на протяжении последнего столетия так неожиданно и резко менялся, что, пожалуй, единственным «уцелевшим» в этих потрясениях праздником стал Новый год, «русский, российский Новый год», уникальное явление мировой праздничной культуры, любимый праздник с детства. Так и получилось, что Новый год у нас в стране начинает чувствоваться с 1 декабря или даже раньше.

Именно поэтому мы до 1 декабря с сайта ИП РАН убираем анкету «осенние праздники», которую размещаем обычно в начале октября. В 2017 году отмечалось два юбилея, имеющих прямое отношение и к анкете, и к самому исследованию: столетие октябрьской революции и десятилетие работы нашего научного коллектива над «осенними праздниками».  «Осенние праздники» - это условное название для такого явления нашей российской истории, когда в ноябре, сменяя друг друга, идут две важнейшие для страны праздничные даты: день октябрьской революции (7 ноября) и день народного  единства (4 ноября). День Великой Октябрьской Социалистической Революции в постсоветской России сначала потерял свое название (став Днем примирения и согласия, а затем – годовщиной военного  парада 1941 года), следом перестав быть выходным днем. В конце 2005 года было принято решение Правительства об учреждении нового государственного праздника – Дня Народного Единства с объявлением 4 ноября нерабочим днем.

Хотя, если обраться к российской истории, праздник окажется не таким уж новым. В богатой праздничными событиями жизни дореволюционной России историческая память о чудесном сохранении страны после «смутного времени» в 1612 году  поддерживалась в  датах 21 и 22 октября (по старому стилю), когда отмечался один из главных праздников Державы.

После октябрьской революции 1917 года были отменены все государственные праздники, и лишь постепенно праздничный календарь стал наполняться новым содержанием, сформировавшись лишь к концу 1970-ых годов, не достигнув при этом богатства праздничного календаря Российской империи, в которой было 30 праздничных (нерабочих) дней.

В 1918 году в Советской России произошел переход с юлианского календаря на григорианский («европейский»), когда сразу после 31 января наступило 14 февраля 1918 года, а официальный Новый год до настоящего времени стал  предшествовать Рождеству.

К началу 1930-х годов и Рождественская Елка попала под запрет, однако 27 декабря 1935 года на слете стахановцев лидер украинских комсомольцев Павел Постышев произнес речь «Давайте, организуем к новому году детям хорошую елку» (на следующий день опубликованную в «Правде»), в которой вспомнил о прекрасных рождественских праздниках для дворянских детей и заявил: «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?». Уже 30 декабря в Москве и больших городах появились елочные базары. В 1937 году в Колонном зале прошла первая «Кремлевская» елка (в Кремле она стала проходить с 1954 года). В 1946 году Новый год объявили нерабочим днем.

Бедный на праздники календарь советской эпохи скупо пополнялся новыми датами. В 1941 году нерабочими днями были 1 и 2 мая (Международный праздник трудящихся), 7 и 8 ноября (Великая Октябрьская революция), 5 декабря (Сталинская Конституция). С 1966 года нерабочим стал день 8 марта – Международный Женский день. В 1979 году происходит перенос праздника День Конституции с 5 декабря на 7 октября. В календаре 1981 года снова появляется День Победы 9 мая…

Согласно нашим исследованиям, в советских праздниках в представлениях граждан было много доброго. Оказалось, что и спустя десятилетия после наступления постсоветской эпохи сохранилась благодарная память об этих праздниках: о той атмосфере мира, дружелюбия и чувства единства со всеми людьми, которыми было наполнено празднование, особенно семейное.

Исходя из этого, мы предположили, что одновременная отмена одного привычного с детства праздника и назначение на близкую по времени дату другого праздника без специальной подготовки (пояснений, фильмов и т.п.) вызовет «непраздничную» реакцию граждан.

Разместив на сайте осенью 2007 года нашу анкету, мы ожидали встретиться с негативной реакцией на такую «замену», но волна «негатива» оказалась даже выше наших ожиданий. Однако был и положительный результат: наша анкета вызвала отклики. Каждый год на нее приходило несколько десятков ответов из разных российских регионов. И с каждым годом тон ответов постепенно менялся: от резко негативного - к более спокойному.

В 2017 году на сайт пришло почти 50 заполненных анкет. Самому молодому респонденту – 20 лет, самому старшему – 69. География ответов – от  Дальнего Востока до… Кубы. Более детально регионы проживания респондентов: Москва и область – 20 человек, Нижний Новгород – 4, Вологда – 2, Челябинск – 2, Смоленская обл., Марий Эл, Рязань, Ростов-на-Дону,  Кубань, Куба, Тверь, Костромская обл., Свердловская обл., Ярославская обл., Красноярский край, Дальний Восток, Западный регион, Север. У 40% респондентов новый праздник ассоциируется со словом «выходной», но уже отмечается несколько случаев более «праздничных» ассоциаций  (радость, единство и др.). Появилось несколько описаний запомнившегося праздничного события, причем почти все они принадлежат жителям Нижнего Новгорода, города, сыгравшего важнейшую роль в событиях 1612 года. «Настоящий праздник» начинается с родной земли и из родной семьи. Тема семьи звучала в воспоминаниях о празднике октябрьской революции (отец-военный, бабушка, угощения, воспоминания детства). У трети респондентов отмечалась легкая грусть об ушедшем октябрьском празднике детства и только несколько случаев прежней агрессии по поводу «замены».

Время лечит многое. Тем более что в прошедшие годы изменения происходили и в стране. Россия после 2014 стала другой, что и отразилось на отношении к новому государственному празднику. Но образцом (прототипом) праздника пока остается Новый год. И Новый 2018 год начнется, как и положено, 1 января.

С наступающим! 

Маргарита Воловикова   

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН