Главная / Медиа / Кто есть кто в российской психологии / Л

Л

Ладыгина-Котс Надежда Николаевна
Лазурский Александр Федорович
Ланге Николай Николаевич
Лебедев Артур Николаевич
Лебедев Владимир Иванович
Левина Роза Евгеньевна
Левитов Николай Дмитриевич
Лейтес Натан Семенович
Леонова Анна Борисовна
Леонтьев Алексей Алексеевич
Леонтьев Алексей Николаевич
Лесгафт Петр Францевич
Лисина Мая Ивановна
Ломов Борис Федорович
Лопатин Лев Михайлович
Лосский Николай Онуфриевич
Лубовский Владимир Иванович
Лурия Александр Романович
Люблинская Анна Александровна
Ляудис Валентина Яковлевна

 

Р.А. Чаурина. Надежда Николаевна Ладыгина-Котс

Ладыгина-Котс Надежда Николаевна (1889-1963)

Российский психолог.

В 1908 г. поступила на Московские высшие женские курсы, которые окончила в 1917 г. В 1921-1923 гг. проводила систематические наблюдения в Московском зоопарке за поведением животных разных видов Основатель лаборатории сравнительной психологии при Музее эволюционной истории в Москве, где начинает экспериментальное изучение разных сторон поведения и психики животных. С 1945 года - старший научный сотрудник сектора психологии Института философии АН СССГ.Р. Одновременно Л. преподавала в МГУ, была одним из основателей Дарвинского музея, возглавляла секцию сравнительной психологии Московского отделения Общества психологов.

Л. специалист в области зоопсихологии, детской и сравнительной психологии. В ее трудах заложены основы новой отрасли - антропогенетической психологии.

Исследовала восприятие, эмоции, память и, главным образом интеллект, антропоморфных обезьян, изучая развитие психики в широком эволюционном контексте, начиная с простейших и кончая человеком. Материалы, полученные ею при сравнительном анализе особенностей свободного поведения шимпанзе - Иони и ребенка - собственного сына Руди (Рудольфа) в возрасте от полутора до четырех лет легли в основу монографии «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях»(1935). Приведенные данные позволили ей, с одной стороны, рельефно показать специфику высших психических функций, присущих приматам в сравнении с психическими компонентами более простых по организации нервной системы животных. С другой стороны, дали возможность усмотреть конкретные показатели качественного различия психики высших обезьян и человека (ребенка).

При изучении познавательных возможностей шимпанзе в сфере восприятия и интеллекта был применен изобретенный Л. метод выбора на образец. Впоследствии этот метод получил широчайшее распространение, в том числе и в исследованиях (тестировании) взрослых людей и детей.

В работах "Различение количества у животных" (1941) и "Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян" (1959) Л. было доказано наличие у высших обезьян не только наглядно-действенного, но и наглядно-образного мышления, а также выделен ряд факторов, отличающих предтрудовую деятельность антропоидов от трудовой деятельности человека.

Лазурский Александр Федорович (1874-1917)

Российский психолог и врач, основоположник дифференциальной психологии в России.

Совместно с А.П. Нечаевым Л. создает одну из первых психологических лабораторий в Петербурге. Впоследствии он на протяжении многих лет возглавлял психологическую лабораторию в Психоневрологическом институте Бехтерева. В 1897 году в выходившем под редакцией Бехтерева журнале “Обозрение психиатрии” была опубликована первая статья Л., посвященная проблеме индивидуальных различий “Современное состояние индивидуальной психологии”. Рассматривая первые достижения этой науки, он подчеркивал, что ее целью является исследование того, как видоизменяются “душевные свойства у различных людей и какие типы создают они в своих сочетаниях”.

В своей работе “Очерк науки о характерах” (1909) Л. разрабатывал оригинальную концепцию “ научной характерологии”, в основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью нервной системы. Позиция Л. во многом отличалась от взглядов Штерна, Бинэ и Гальтона, так как он считал необходимым не ограничиваться прикладными исследованиями, но доказывал важность формирования основ научной теории индивидуальных различий. С его точки зрения чисто прикладной подход к ним сводится, в конце концов, к полному отрицанию возможности планомерного и систематического изучения людских характеров. Эта точка зрения противостояла, с одной стороны, прагматическому подходу тестологии, а с другой - распространенному в немецкой психологии мнению (которого придерживались Вундт, Дильтей и другие ученые), будто повседневный опыт, наблюдательность, сопереживание - самый лучший источник познания душевного склада личности.

Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами, существовавшими в начале века, побудила Л. искать другие способы психологического исследования. Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому мы исследуем не отдельные психические процессы, как это обычно делалось в тот период, но психические функции и личность в целом. Этот подход, изложенный в работе “Об естественном эксперименте” (1911) имел особенно важное значение для возрастной психологии и педологии, так как естественный эксперимент в этом случае часто дает не только более полные, но и более объективные данные по сравнению с лабораторным экспериментом, часто неприемлемым в детской психологии.

Настаивая на единстве личности, Л. понимал его по аналогии с биологическим единством живых систем. Он не видел его социально-исторической природы, доказывая, что изучение индивидуальных особенностей может превратиться из описательной в объяснительную науку только тогда, когда будет установлена их связь с корковыми процессами. Он подчеркивал, что речь идет не о воскрешении френологии Галля, не о локализации способностей в отдельных обособленных участках больших полушарий, но об исследовании различных сторон деятельности тех или иных нервных центров. Так впервые на место психоморфологического объяснения свойств личности ставилось нейродинамическое. Возможно, что Л. пришел к этому взгляду под влиянием сотрудничества с Бехтеревым.

Однако он сотрудничал не только с ним, но и с известным психологом и философом С.Л. Франком, совместная работа с которым привела его к идее о двух сферах душевной деятельности - эндопсихической (внутренней) и экзопсихической (внешней). Л. высказал ее в курсе лекций “Общая и экспериментальная психология” (1912). Утверждалось, что эндопсихическая сфера основывается главным образом на врожденных свойствах человека и определяет наклонности, способности, темперамент, характер и другие прирожденные стороны личности. Экзопсихическая сфера формируется в процессе жизни, в ее основе лежит система отношений человека с окружающим миром, с людьми, указывая на то, как человек относится к основным категориям окружающей действительности. Введение категории отношения было шагом вперед по сравнению с механическим представлением, согласно которому воздействия Среды на организм происходят по типу внешних толчков. А ведь именно такое представление доминировало тогда в дифференциальной психологии, не знавшей никаких других факторов, кроме наследственности и механически пронятой среды.

Исходя из уровня развития разных эндо- и экзогенных факторов Л. разработал первую типологию личности, а также систему диагностики и коррекции разных типов отклонений в процессе психического развития ребенка. Развернутое изложение основных положений его характерологии и типологии личности было дано в вышедшей уже после его смерти книге “Классификация личностей “(1922).

Преждевременная кончина помешала ему осуществить дальнейшую разработку приемов количественного анализа в характерологии. Однако его работы заложили основу нового подхода к этой проблеме. Не менее важным является и вклад Л. в разработку новых методов исследования психического развития. Его идеи о естественном эксперименте, о необходимости создания опытной положительной психологической науки позднее были развиты в работах его ученика М.Я. Басова.

Ланге Николай Николаевич (1858-1921)

Российский психолог, один из основоположников экспериментальной психологии в России.

Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, обучаясь у известного психолога Владиславлева (1882). После стажировки во Франции и Германии (в Лейпцигском психологическом институте Вундта) в 1884-1886 годах был назначен на должность приват-доцента Новороссийского (Одесса) университета (1888), затем профессором этого университета (1894), где проработал до конца дней.

Первая крупная психологическая работа Л. - "Элементы воли" была опубликована в 1890 году в журнале "Вопросы философии и психологии". Он создает в университете при кафедре философии кабинет экспериментальной психологии с целью развития психологии как объективной науки и преподавания ее как учебной дисциплины. Это была первая университетская лаборатория экспериментальной психологии в России. Последний обобщающий крупный труд Л. - книга "Психология" (1914). Наряду с научной он активно занимался и общественной деятельностью, защищая принципы общедоступности образования, непосредственно организовывал деятельность школ, предпринимая попытки реализации принципов трудового обучения и методов пробуждения у детей научных интересов и умения самостоятельно мыслить.

Разрабатывая объективные методы исследования сознания, Л. пошел по пути объяснения активности субъекта на основе анализа непроизвольных движений организма, связывая их с деятельностью сознания. Так как одним из главных объектов изучения сознания служил акт внимания, он становится автором моторной теории внимания. В соответствии с этой теорией Л. полагал, что колебания внимания при так называемых двойственных изображениях (когда, например, рисунок воспринимается то как лестница, то как нависшая стена) определяются движениями глаз, обегающих изображенный контуг.р. Моторная теория внимания Л. принесла ему широкую известность на Западе.

Его работы ознаменовали начало открытой борьбы за утверждение экспериментального метода в отечественной психологии., которая в то время определялась главным образом как наука о сознании, которое открывает субъекту его самонаблюдение. Этому воззрению, сопряженному с субъективным методом, Л. противопоставляет понятие о "психическом мире" - огромном целом, простирающемся по планете - "от едва брезжащей зари сознания у низших животных и до высокого его развития у исторического и социального человека". Следуя генетическому стилю мышления, Л. представил систему движений, совершаемых организмом, в образе ступеней, "лестницы форм". Тем самым он предвосхитил идею различных уровней построения движений. Им также было пересмотрено (вслед за Сеченовым) исходное понятие о рефлексе как своего рода "дуге", которое он заменил схемой "кольца".

Л. выделил ряд стадий в психической эволюции, соотнося их с изменениями, претерпеваемыми нервной системой. К ним он относил: стадию недифференцированной психики, недифференцированных ощущений и движений инстинктивного типа, стадию индивидуально приобретенного опыта и, наконец, как качественно новую ступень - развитие психики у человека в качестве социокультурного существа. С переходом к человеку психическая регуляция поведения становится качественно иной. Если у животных действует биологическая наследственность, то у людей передача от одного поколения к другому всей совокупности достигнутой уже культуры осуществляется через подражание и обучение, то есть путем социальной преемственности. Он писал, что "душа человеческой личности в 99% случаев есть продукт истории и общественности".

В связи с этим решающая роль отводится языку: "язык с его словарем и грамматикой формирует всю умственную жизнь человека, вводя в его сознание все те формы и категории, которые исторически развивались в предыдущих поколениях". В значении любого слова, писал Л., можно найти множество "полей сознания", уходящих все глубже в неопределенную темную даль.

Таким образом, в конце концов, Л. переходил от дарвинизма к истинному историзму. В этих его суждениях отразилась одна из общих тенденций развития мировой психологической мысли. Работы Л. явились самым крупным достижением русской экспериментальной психологии в дооктябрьский период.

Лебедев Артур Николаевич 1936 г.р.

Российский психофизиолог, доктор биологических наук (1976), профессор (1985). Закончил лечебный факультет Ярославского медицинского института (1960), является заведующим лабораторией общей психофизиологии Института психологии РАН (с 1975).

Л. открыты количественные закономерности, определяющие зависимость объема кратковременной памяти и скорости реакций выбора от параметров электроэнцефалограммы человека и размера заданного алфавита стимулов. Выдвинута идея о циклической структуре нейронных кодов долговременной памяти (Психофизиология и психофизика.1977).

Лебедев Владимир Иванович 1929 г.р.

Российский психолог, врач, доктор психологических наук (1984), профессор (1985).

Закончил военно-морской факультет при 1-м Ленинградском институте им. И.П. Павлова (1953). Возглавлял отдел медико-психологической подготовки в Центре подготовки космонавтов (1960-1971). С 1971 г. заведует кафедрой психологии управления во Всероссийской высшей школе управления Агропромышленным комплексом, является директором Республиканского научно-практического центра медицинской психологии и психотерапии Минздрава России (с1992), профессором кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Л. исследует проблемы экстремальной психоневрологии, поведения человека, его психического состояния, процессы взаимодействия людей в особых измененных условиях существования. Один из создателей новой отрасли психологии - космической психологии (Психологические особенности деятельности космонавтов. 1971; Личность в экстремальных условиях. 1989).

Левина Роза Евгеньевна (1908-1989)

Российский психолог.

Окончила 2-й МГУ. По предложению своего учителя Л.С. Выготского возглавляет клинику речи, созданную по его инициативе в 1933 г. при экспериментальном дефектологическом институте. В 1961 году защищает докторскую диссертацию, посвященную проблеме письменной речи.

Л. занималась исследованием проблем психологических механизмов нарушения чтения и письма, вскрыла природа этих нарушений, связанных с отклонениями фонематического восприятия («Недостатки чтения и письма». 1941, «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи».1961). Созданные на этой основе коррекционные методы позволяют полностью устранять дизлексические и дизграфические расстройства «Основы теории и практики логопедии» (1958).

Серьезный вклад в патопсихологию составляет предложенная Л. трактовка заикания. В разработанных под ее руководством принципах устранения заикания звучит идея двухфазной структуры планирующей речи, опосредствующей мотив говорения.

Значимым для психологии мышления и речи являются исследования особенностей речевого развития умственно отсталых детей, показавшие вторичный характер отклонений речи при умственной отсталости, зависимость звуковой и смысловой сторон речи от состояния обобщающих процессов.

 

Левитов Николай Дмитриевич (1890-1971)

Российский психолог, доктор психологических наук, профессор.

Научно-педагогическая деятельность Л. началась в 1921 г. в качестве проректора Института Народного Образования в Москве. Позже он работал в Центральном Институте Труда, в 20-е годы возглавлял профконсультационную лабораторию Института охраны здоровья детей и подростков им. Обуха. Л. избирался заместителем председателя Всесоюзного Общества Психотехники и Прикладной Психофизиологии, был членом редакции журнала "Советская психотехника" (1928-1934). С 1938 по 1959 г. Л. заведовал лабораторией в Институте Психологии (Москва), руководил кафедрой психологии Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской (1959-1971). В 20-е годы Л. разработал батарею тестов для психодиагностики общей интеллектуальной одаренности и технического интеллекта в целях профконсультации молодежи, имевшую широкое распространение.

В 40-50-е годы опубликовал ряд книг в области возрастной и педагогической психологии (Очерки педагогической психологии. 1946; Психология старшего школьника. 1955). Опыт экспериментально-психологических исследований проблемы индивидуальных различий, накопленный в 20-е годы, Л. сумел передать читателям в трудное для отечественной психологии время в начале 50-х гг. (Вопросы психологии характера. 1952; 1956; 1969; Способности и интересы. 1962). Способности он понимал как относительно устойчивые психологические особенности человека, рассматриваемые со стороны его пригодности к данной деятельности.

Одним из первых в отечественной психологии он поставил проблему психических состояний человека, рассматривал готовность человека выполнять трудовые, учебные задачи, как обусловленную устойчивыми свойствами индивидуальности, владением специальными знаниями и умениями, а также динамичными психическими состояниями. Способствовал восстановлению отечественной психологии труда в нашей стране, которая была ликвидирована в 1936 г. заодно с педологией.

Лейтес Натан Семенович 1918 г.р.

Российский психолог.

Окончив филологический факультет МГУ (1945) в том же году поступил в аспирантуру Института психологии АПН (теперь Психологический институт РАО), став одним из ближайших сотрудников и учеников Б.М. Теплова. В 1948 году он защитил кандидатскую, а в 1970 году - докторскую диссертацию "Возрастные и типологические предпосылки общих умственных способностей".

Л. является одним из ведущих специалистов по проблеме детской одаренности. В его работах "Об умственной одаренности" (1960), "Умственные способности и возраст"(1971) были проанализированы качественные различия в умственной одаренности школьников и представлен оригинальный метод сравнения психологических характеристик одаренных детей, поставлен вопрос о соотношения индивидуального и возрастного в ходе становления интеллекта.

В работах Л. дается анализ трех школьных возрастов и разных вариантов неравномерности хода возрастного развития в контексте изучения склонностей и способностей детей. Исследование Л. "Опыт психологической характеристики темперамента" (1956) является существенным вкладом в развитие дифференциальной психологии и психофизиологии, также как и изучение феномена "последействия" на основе разработанной им оригинальной методики "двигательного последействия".

Большое значение, как для диагностики одаренности, так и для анализа ее структуры имели исследования Л., посвященные изучению роли умственной активности в структуре развивающегося интеллекта ("К вопросу о динамической стороне психической активности",1977) и особенностей развития одаренности в детстве ("Ранние проявления одаренности",1988).

Леонова Анна Борисовна 1949 г.р.

Российский психолог, доктор психологических наук (1989).

Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1971), аспирантуру факультета психологии (1974), сотрудник МГУ с 1974 г., заведующая лабораторией психологии труда при кафедре психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ (с 1992 г.).

Основные направления исследований Л. связаны с психологическим анализом трудовой деятельности, оценкой и разработкой методов психодиагностики функциональных состояний человека в процессе труда (Психодиагностика функциональных состояний человека.1984). Перспективными результатами исследований являются: структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний работающего человека, создание комплексных батарей психологических тестов оценки динамики работоспособности и системы психологической релаксации для снятия эффектов производственного стресса.

Леонтьев Алексей Алексеевич (1936-2004)

Российский психолог, ведущий специалист в области психолингвистики.

Окончил филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (1958). Доктор филологических наук (с 1968), доктор психологических наук (с 1975), профессор (с 1976), действительный член Российской академии образования (с 1992). С 1966 года - преподаватель кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и, одновременно, кафедры методики преподавания иностранных языков факультета иностранных языков МПГУ им. В.И.Ленина. Профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (с 1998).

Л. является основоположником и организатором психолингвистических исследований в России, автором важнейших теоретических трудов в области теории речевой деятельности, разработал наиболее известную теорию речепорождения (Психолингвистика.1967; Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания.1969). Автор одной из первых в стране монографий по психологии общения (Психология общения. 1974), первой книжной обобщающей публикации по папуасским языкам, первого научного описания языка ток писин. Наряду с В.А. Кан-Каликом, создатель направления "педагогическое общение" в нашей дидактике и самого этого термина. Первопубликатор трудов И.А. Бодуэна де Куртенэ, Е.Д.Поливанова, Л.П.Якубинского, ряда работ Л.С. Выготского и А.Н.Леонтьева.

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979)

 

А.А. Леонтьев. Жизненный и творческий путь А.Н. Леонтьева

Российский психолог, один из основателей психологической теории деятельности.

В 1924 окончил ф-т обществ. наук Московского университета. В 1924-31 гг. вел научную и преподавательскую работу в Москве (Институт психологии, Академия Коммунистического Воспитания им. Н.К. Крупской), в 1931-1935 гг. - в Харькове. В 1936-1956 гг. - в Институте психологии АПН (в настоящее время - Психологический институт РАО). С 1941 - профессор МГУ, с 1950 - зав. кафедрой психологии, с 1966 - декан ф-та психологии МГУ. Доктор наук (1940), профессор (1932), действительный член АПН РСФСР (1950) и АПН СССР (1968). Академик-секретарь отделения психологии (1950-1957) и вице-президент (1959-1961) АПН РСФСР.

Разрабатывал в 20-х гг. совместно с Л.С. Выготским и А.Р.Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы.

Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (ее генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и дг.р. Свой капитальный труд "Развитие психики", посвященный эволюции психического в животном мире - от элементарной раздражимости у простейших до человеческого сознания, Л. защитил в 1940 году в качестве докторской диссертации.

Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности - новое направление в психологической науке, разрабатывая свой вариант внедрения принципа деятельности в психологию. Путеводной нитью для него служил структурный анализ деятельности, выделение в ней компонентов и уровней, образующих систему, функционирующую как целое. Особое место отводилось отношению между строением деятельности и строением сознания. Проводилось различие между значением и смыслом с тем, чтобы отграничить компоненты общественного опыта, запечатленные в слове, от личностного смысла тех событий, которые переживаются субъектом.

В своей обобщающей работе " Деятельность. Сознание. Личность" (1975) особое внимание он уделил системному характеру деятельности, с ее внутренними переходами и превращениями, которые, однако, не являются спонтанными, а включены в систему общества.

Л. создал обширную научную школу в психологии, его работы оказали заметное влияние на философов, педагогов, культурологов и представителей других гуманитарных наук. На основе предложенной Л. схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), производилось исследование сознания и личности. Концепция деятельности Л. получила развитие в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной), в свою очередь обогащавших ее новыми данными. Сформулированное Л. положение о ведущей деятельности и ее определяющем влиянии на развитие психики ребенка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутое Д.Б. Элькониным.

Лесгафт Петр Францевич (1837-1909)

Российский педагог, психолог, анатом.

Руководствуясь принципом сенсомоторного единства, разработал теорию физического образования, в качестве главной цели которого утверждалась “сознательная физическая работа”. Исходя из этого подхода, он писал о том, что неправомерно ограничиваться гимнастическими методами, направленными к тому, чтобы развивать одни лишь физические силы человека. Л. подчеркивал, что необходимо развивать в ребенке не только силы, но и умение управлять ими. Тем самым физические упражнения подчинялись более широкой задаче общего психофизического формирования личности. Не развитие мышечного, исполнительского аппарата самого по себе, а в первую голову развитие умения им управлять становилось ключевым для теории и практики физического воспитания.

Управление телом - категория сенсорно-интеллектуального порядка. Мышечные движения необходимо предполагают знакомство с пространственно-временными отношениями. Оно начинается в сфере элементарной чувствительности, а в дальнейшем переходит к свойственной человеку сознательной регуляции движения, для которой характерно оперирование словесными значениями.

Сознательное управление поведением возможно, согласно Л., только на основе слова. Отсюда и его принцип учить ребенка управлять движением посредством слова. Способность перейти от чувственно-образной регуляции к словесной рассматривалось как важнейшие условие воспитания самостоятельности поведения.

В психологических и педагогических концепциях многих русских ученых, и в том числе Л., познание не ограничивалось запечатлением чувственных содержаний, отводя важное место реальным действиям. За этими действиями Л. признавал роль проверочного средства умственных действий, говоря о том, что “всякая умственная работа, не проверенная действием, не в состоянии способствовать усвоению причинной связи замечаемых явлений настолько, чтобы понять эту связь и выяснить законы, лежащие в основании их проявлений”. Он также подчеркивал, что без такой реальной проверки невозможно и самостоятельной применение общих положений и истин к выяснению частных случаев, тем более, творческое видоизменение своих действий.

Физическое образование, поэтому выступает в системе Л. не только как предпосылка воспитания умственного в том смысле, что физически развитый и закаленный организм - благодатная почва для духовной деятельности. С его точки зрения огромное значение имеет тот факт, что физически развитый человеческий организм способен сознательно управлять мышечными актами, менять в случае необходимости стратегию поведения, сравнивать и контролировать как его отдельные звенья, так и их взаимодействие. Иначе говоря, воспитание ума и воспитание тела - это один процесс, а не два.

Лисина Мая Ивановна (1929-1984)

Российский психолог, доктор наук (1974), профессор (1980).

Окончила МГУ (1952). С 1962 г. - заведующая лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста, а с 1976 - заведующая отделом возрастной психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН (в настоящее время Психологический институт РАО).

Разрабатывала проблемы психологии младенческого возраста, изучала генезис общения у детей. Исследования поведения детей младенческого и раннего возраста позволили Л. выделить специфические формы общения ребенка со взрослыми (Проблемы онтогенеза общения. 1986). Ею установлено, что каждая из форм общения характерна для определенной "микрофазы" психического развития и обусловливает возникновение конкретных психических новообразований.

Л. одной из первых провела систематическое изучение мотивов и средств общения ребенка первых лет жизни. Согласно Л., вступление в общение определяется потребностью в самопознании, которая удовлетворяется через познание других людей и с их помощью. При этом ребенок не просто воспринимает воздействия, исходящие от окружающих, но и преломляет их через призму своих способностей и возможностей. Л. сформулировала практические рекомендации по воспитанию младенца в семье и в детских учреждениях, основанные на раскрытии способов повышения эффективности общения со взрослыми и сверстниками как решающего фактора психического развития.

Ломов Борис Федорович (1927-1989)

Российский психолог, специалист в области общей, инженерной и когнитивной психологии, психологии образования, психологии общения. Доктор психологических наук (1963), профессор, член-корреспондент АПН СССР (1967) и член-корреспондент АН СССР (1976). Директор Института психологии АН ССР (1972-1989), создатель и главный редактор «Психологического журнала». Вместе с Б.Г. Ананьевым открыл в ЛГУ факультет психологии (1966), став его первым деканом. Создал и возглавил первую в нашей стране лабораторию инженерной психологии. Ломов – один из создателей отечественной инженерной психологии. Им были разработаны основополагающие принципы, программа и задачи ее развития, которые включали изучение проблем информационного взаимодействия человека и технических устройств, поиск средств отображения информации и оптимальных форм и способов управления механизмами (технологическими процессами), рассмотрение закономерностей приема, переработки, хранения и использования информации человеком, исследование человека как центрального звена системы управления. Значительная часть работ Б.Ф. Ломова посвящена исследованию общепсихологических проблем: особенностям пространственных представлений и бимануального осязания, взаимодействию рук в процессе ощупывания и роли осязания в осуществлении практических действий, формированию и преобразованию чувственных образов и графических навыков. Ломов разработал концепцию уровней процессов антиципации в структуре деятельности. Еще одним важным направлением исследований было изучение коммуникативных функций психики. Анализируя проблемы общения, Ломов использовал общепсихологический подход к ее изучению. Общение рассматривалось как особая, отличная от деятельности сфера бытия человека, система субъект-субъектных отношений, имеющая специфическую структуру и функции, но в то же время органически связанная с другими сторонами целостной жизнедеятельности человека. Большое внимание уделялось Ломовым проблемам психологии управления, рассмотрению психологических особенностей деятельности руководителя, специфике взаимодействия в системе «руководитель - подчиненный», а также разработке методологических проблем психологической науки: анализу категориального аппарата психологии, ее законов и принципов; роли и месту психологии в системе других наук; раскрытию внутреннего единства и системного строения психологического знания; рассмотрению его современного состояния и тенденций развития; исследованию взаимосвязи теории, эксперимента и практики в психологии.

Основные труды:

«Формирование графических знаний и навыков учащихся». Л., 1959. «Осязание в процессах познания и труда» (совместно с Б.Г. Ананьевым, Л.М. Веккером, А.В. Ярмоленко). Л., 1959. «Человек и техника». М., 1966. «Человек в системе управления». М., 1967. «Правовые и социально-психологические аспекты управления» (в соавт.) М., 1972. «Психологическая наука и общественная практика». М., 1973. «Антиципация в структуре деятельности» (в соавт.) М., 1980. «Человек и автоматы». М., 1984. «Общение и познание». М., 1984. «Методологические и теоретические проблемы психологии». М., 1984. «Образ в системе психической регуляции деятельности (в соавт.). М., 1986. 

Лопатин Лев Михайлович (1855-1920)

Российский психолог и философ.

В 1875 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета, с которым связана вся его последующая деятельность. В 1985 году он становится приват-доцентом, а в 1892 году - экстраординарным профессором университета. Один из основателей и соредактор (с 1894 года) журнала “Вопросы философии и психологии". После смерти Н.Я. Грота в1899 Л. становится председателем Московского Психологического общества, направляя его работу до его закрытия в 1918 году.

Отстаивая центральное место психологии в системе других наук, он видел ее как методологию всех наук о человеке. Определяя ее предмет, он доказывал, что психология должна быть наукой о законах и процессах душевной жизни. Свои психологические взгляды Л. основывал как на философских концепциях В.Соловьева, к которому был близок как в своей жизни, так и в творчестве, так и на теориях Спинозы и Лейбница. В своей книге "Положительные задачи философии"(1911) он писал о значении немецкой научной школы для отечественной психологии, обосновывая положительную роль метафизики для науки того времени. С его точки зрения гносеологию построить невозможно без признания некоторых метафизических предпосылок, а именно без признания чужого одушевления и внешнего мира Л. исходил из того, что все в мире связано и обусловлено друг другом. Поэтому так важен для него был тезис о прямом и непосредственном знании внутреннего мира, так как таким образом познанию достаточно иметь хоть одну твердую точку, в которой оно видит истинную действительность, чтобы постигнуть и всю остальную реальность в ее основных очертаниях. Не отрицая большого значения эксперимента и физиологии для психологии, Л. все же считал ее по преимуществу философской, а не естественной наукой, причем главное связующее звено между психологией и философией видел в теории познания. В своем "Курсе Психологии"(1903) он писал, что всякая теория познания (философская) вырастает на психологическом фундаменте и наоборот, психологическое исследование мышления соединяется или переходит в философскую теорию познания.

Одно из центральных мест в психологической системе Л. занимала воля. Он считал, что объективация явлений внутреннего мира, также как осознание реальности внешнего мира происходит при помощи воли. С его точки зрения стремление к чему-то происходит от нас, от наших желаний, в то время как остановка, препятствие в реализации наших стремлений происходит от внешнего мира, она невольна. Поэтому, сознавая свое стремление, мы сознаем и препятствие, мешающее его реализации, они оба реальны для нас и таким образом происходит осознание субъектом реальности внешнего мира.

Внимание Л. к проблеме воли вытекало и из того, что свободу воли он связывал с развитием нравственности, а саму этическую проблематику, как и большинство отечественных ученых, рассматривал как одну из главных для психологической науки. Доказывая, что свобода воли не противоречит закону детерминации, ученый писал о том, моральная свобода человека заключается в том, что мы сами творим в себе свой нравственный мир и изменяем его своими усилиями. То есть подлинная свобода заключается вовсе не в том, чтобы действовать без мотивов, но в том, что мы поступаем по мотивам, а не по внешним толчкам.

Важной является мысль Л. о том, что свобода духа выражается в творчестве, при этом он простирал это творчество и на область нравственных действий. Влияние идей Соловьева проявляется в его утверждении о том, что не только сознание, но все появления духа, от простейших ощущений до логических размышлений проникнуты творчеством. Заложенным в ней стремлением к творчеству душа и отличается от физического мира. Таким образом, вся психическая жизнь есть порождение духовного творчества, а нравственное добро является высшим проявлением сознательного, личного творчества. Подчеркивая, что настоящей сущностью нашей нравственной личности является ее стремление к самоопределению, Л. делает свободу человеческой воли и нравственную разумность мировой жизни двумя коренными предположениями своей этики.

Лосский Николай Онуфриевич (1870-1965)

Российский философ и психолог.

Профессор Петербургского университета. С 1922 года в эмиграции в Чехословакии, профессор Братиславского университета (1942) и Русской духовной академии в Нью-Йорке (1945).

переживанием, сравнимым с другими переживаниями. В своей книге "Обоснование интуитивизма"(1906) Л. раскрывал преимущества своего подхода, говоря о том, что переживание является не внешним по отношении к знанию, но внутренним. Оно имманентно самому объекту знания, а потому и отражает его сущность прямо и непосредственно. Объектами таких знаний-переживаний, с его точки зрения, являются, прежде всего, эстетические, религиозные, нравственные и правовые нормы, то есть то, что непосредственно связано с эмоциями.

Пытаясь решить проблему свободы воли на основе интуитивизма, он в работе "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма" (1903) отрицал и детерминизм, и психологическую точку зрения, исходящую из внутренней, сознательной обусловленности свободы воли, при которой человек свободен в той степени, в которой сам является виновником своих поступков. Идеи о свободе воли Л. связывал со своей теорией идеал реализма. Он доказывал, что в основе реального стоит идеальное бытие, которое выше пространственно-временной смены событий. Таким образом, человек, как носитель конкретно-идеального бытия, стоит выше законов природы, в том числе и законов причинно-следственных отношений, детерминизма. Проявления собственной духовной силы человека осуществляются сообразно его собственным интересам и потребностям. Как и, как и одушевленность, волевую активность можно прямо и непосредственно ощутить, а потому существование специфического волевого элемента (также как и наличие души у человека) не нуждается в каких-то дополнительных доказательствах.

Обосновывая свою теорию идеал-реализма, Л. пишет, что в ней делается попытка соединить две противоположные позиции - и к абсолютному, идеальному, и к реальному, связанному с практической жизнью. Критикуя теорию индивидуализма, ученый отмечал, что индивидуалистическое мировоззрение сводит цель жизни человека к самосохранению, при этом, так как они стремятся к одной цели, то и становятся все более похожими друг на друга. Поэтому с точки зрения Л., крайний индивидуализм в процессе своего развития приходит к утрате самой идеи индивидуума, личности. Сохранить и развить это понятие можно только в его учении, которое сочетает индивидуальное с универсальным, соединяя человека с другими людьми в их переживаниях. Значительное место в психологических исследованиях Л. занимал вопрос о специфике русской ментальности, "русского характера", что нашло отражение в его книге "Характер русского народа" (1957).

Лубовский Владимир Иванович 1923 г.р.

Российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук (1978), профессор (1978), действительный член АПН СССР (1989) и РАО (1993).

Закончил психологическое отделение факультета философии МГУ (1951), с 1953 г. работает в Институте дефектологии АПН РСФСР, в 1986-1992 г.г. являлся директором института, с 1992 г - заведующий лабораторией психологического изучения детей с недостатками развития Института коррекционной педагогики РАО.

В работах Л. рассматриваются проблемы общих и специфических закономерностей психического развития детей с умственными и физическими недостатками. Продолжая и развивая идеи Л.С. Выготского, Л. выделил и исследовал ряд закономерностей, проявляющихся в специфической форме в психическом развитии аномальных детей (Дети с задержкой психического развития. 1984). В связи с этим им ставятся и решаются общие вопросы организации обучения и воспитания детей с недостатками развития.

В контексте рассмотрения особенностей аномальной психики, Л. изучено развитие произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития дошкольного и школьного возрастов (Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии. 1978). Исследована слуховая и зрительная чувствительность у детей с физическими недостатками. Сконструирована методика объективной оценки слуха у детей с недостатками в его развитии. Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих разной этиологии.

Л. занимается также исследованием проблем психологической диагностики аномального развития детей. Им разработаны теоретические основы нового подхода к психологической диагностике нарушений развития, основанные на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития, первичных и вторичных дефектах, об актуальной и ближайшей зонах развития (Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. 1989).

Лурия Александр Романович (1902-1977)

 

Российский психолог, создатель нового направления психологической науки - нейропсихологии.

Окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. - 1-й Московский медицинский институт. С 1923 г. преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в Московском Педагогическом дефектологическом институте, а с 1945 г. - в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета). С 1968 по 1977 г. заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии Педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), зарубежный член Национальной Академии Наук США, Американской Академии Наук и Искусств.

В 20-х гг., как ученик Л.С. Выготского, участвовал в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов (Этюды по истории поведения.1930). Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований, как в России, так и за рубежом. В области генетической психологии Л., изучая на близнецах роль генетических и социальных факторов в развитии психических процессов, показал значение речи в организации психических функций у детей (Речь и интеллект в развитии ребенка.1927).

Начиная с 1940 г. Л. проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. В результате многолетних исследований нарушений психических процессов при различных поражениях мозга Л. создал новое направление в психологии-нейропсихологию (Основы нейропсихологии. 1973). Им разработана новая теория локализации высших психических функций, внесен важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий. Специальная серия работ Л. и его сотрудников посвящена роли лобных долей мозга в регуляции психических процессов (Лобные доли и регуляция психических процессов. 1966). Им изучены различные формы нарушения памяти при разного рода локальных поражениях мозга. На основании системных исследований мозговых коррелятов высших психических функций Л. разработал методы нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга и основные принципы восстановления нарушенных психических процессов.

Люблинская Анна Александровна (1903-1983)

 

А.А. Люблинская в предвоенные годы

А.А. Люблинская и А.Ц. Пуни

Российский психолог.

Окончила Ленинградский институт дошкольного воспитания. Доктор психологических наук, профессог.р. С 1925 г. работала на кафедре психологии ЛГПИ им Герцена, с 1963 по 1975 являлась заведующей кафедрой педагогики и методики начального обучения института.

Л. экспериментально исследовала проблемы развития мышления и его связь с языком и действиями ребенка, роль речи в чувственном познании, в практике и в умственной деятельности детей. Изучала общие закономерности психического развития детей дошкольного возраста (Очерки психического развития ребенка. 1959; Детская психология. 1971).

Одной из основных научных проблем были вопросы учебной деятельности, рассматриваемой как фактор умственного развития детей. В ходе исследования ставились и решались важные практические задачи обучения: соотношение знаний и действий с ними; межпредметные и внутрипредметные связи; роль терминов в усвоении понятий, повышение развивающих возможностей обучения. Опираясь на дальнейшую разработку концепции отношений В.Н.Мясищева, исследовала проблемы нравственного воспитания.

Ляудис Валентина Яковлевна (1932- 2000)

Российский психолог.

Закончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1955), доктор психологических наук (1979), профессор (с 1984) кафедры педагогической психологии и педагогики МГУ. Более 10 лет (с 1987 г.) Л. является заместителем Председателя Совета по психологии Учебно-Методического Объединения (УМО) университетов Российской Федерации.

Главное направление научных исследований Л. в 60-70-е гг. - проблемы психологии памяти. В ее работах выявлены и впервые описаны функциональная структура и условия развития 4-х генетически различных форм памяти: бессознательной памяти на ранних этапах онтогенеза психики; переходной, внешне опосредованной памяти; осознаваемых произвольных процессов памяти; метапамяти (Память в процессе развития. 1976). На основе концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти построены программы обучения письменной речи.

С середины 70-х гг. Л. разрабатывает концепцию учения как продуктивной и творческой деятельности преподавателя совместно с учениками, исследует общие вопросы теории и истории педагогической и возрастной психологии, проблемы формирования личности в юношеском возрасте. Занимается изучением и совершенствованием методики преподавания психологии, психологических основ инновационного обучения (Методика преподавания психологии.1984; Инновационное обучение и наука. 1992).


http://www.ipras.ru/cntnt/rus/media/rus_whois/l1.html