А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

В

Вагнер Владимир Александрович
Введенский Александр Иванович
Венгер Леонид Абрамович
Венда Валерий Федорович
Вилюнас Витис Казиса
Владиславлев Михаил Иванович
Власова Татьяна Александровна
Войтоловский Лев Наумович
Волков Николай Николаевич
Воловикова Маргарита Иосифовна
Воронин Анатолий Николаевич
Выготский Лев Семенович

Вагнер Владимир Александрович (1849-1934)

Российский биолог, психолог и педагог, основатель сравнительной психологии в России. Окончил юридический (1874) и физико-математический (естественное отделение, 1882) факультеты Московского университета. Доктор зоологии (1899). С 1895 по 1905 годы - приват-доцент Московского, а с 1906 по 1917 – Петербургского университетов, профессор и вице-президент Психоневрологического института (1907-1917). В 1917-1931 годах возглавлял кафедру сравнительной психологии в Ленинградском университете. Был одним из организаторов Общества распространения естественноисторического образования (1907) и основателем музея эволюции нервной системы и психики при Институте Мозга.

В. разработал объективный ("биологический") метод исследования поведения животных, психику которых рассматривал как продукт длительной эволюции. Этот метод предусматривал изучение их жизнедеятельности не в сравнении с человеком и простейшими, составляющими две крайние генетические ступени, а с близстоящими в эволюционном ряду группами. В своих книгах "Биологические основания сравнительной психологии", 1910-1913; "Возникновение и развитие психических способностей" 1924-1929, В., используя свой метод, который дал ему возможность проследить качественные и количественные характеристики психики животных в онтогенезе и филогенезе, установил генетическую связь отдельных ступеней эволюции.

На основе данных, полученных при систематизации огромного фактического материала, связанного с изучением инстинктов, В. критиковал как "монизм сверху" (антропоморфизм в сравнительной психологии), так и "монизм снизу" (утверждение, согласно которому везде, от инфузорий до человека, психика определяется автоматизмами). Он считал, что инстинктивные и разумные формы поведения животных восходят к рефлексам, но не могут быть к ним сведены. В. разрабатывал теорию флуктуации (колебания) инстинктов, считая, что инстинкты представляют собой не стереотипы, одинаково повторяющиеся всеми особями вида, а устойчивые и колеблющиеся формы поведения, для каждого вида свои.

Введенский Александр Иванович (1856-1925)

Российский психолог и философ.

Окончив в 1876 году тамбовскую гимназию, поступает на математический факультет Петербургского университета, затем переходит на историко-филологический факультет, специализируясь на кафедре философии у известного психолога М.И.Владиславлева. После окончания в 1881 году факультета он был оставлен при кафедре. С 1887 года он преподает философию в Петербургском университете, а после защиты магистерской диссертации в 1888 году занимает должность профессора. Под руководством В. в 1897 году было образовано Философское общество при Петербургском университете (по аналогии с Московским обществом), которое просуществовало до 1917 года.

В отличие от распространенных в начале века взглядов, В. доказывал, что психология должна быть теоретической, а не прикладной наукой, а все психологические постулаты должны проверяться логикой, то есть психология должна строиться на основе рационального, а не интуитивного знания. Он также хотел приблизить отечественную психологию к европейской, не лишая ее своего своеобразия, собственного лица. Это было тем более возможно, с его точки зрения, что критическая философия, разработанная Кантом, последователем которого являлся В., несла на себе отпечаток морализаторства, нравственного императива, то есть, как и для российской науки, главным для нее был не только вопрос познания, но и вопрос развития нравственности, что являлось хорошей основой для взаимного сближения.

Формирование объективной психологии было основной целью В., которой посвящены практически все его сочинения. Главный свой труд он так и назвал "Психология без всякой метафизики" (1917), подчеркивая этим и необходимость, и возможность построения объективной психологии. Он подчеркивал, что в отличие от расплывчатых теорий души психология исследует объективные познавательные процессы, а также чувства и волю, которые имеют внешние корреляты, а потому и могут быть исследованы объективно. Душевные явления абсолютно реальны (в отличие от души), а потому могут быть предметом самостоятельной науки. Такая психология является экспериментальной наукой, так как психические процессы могут быть экспериментально исследованы как с помощью измерительных приборов, так и с помощью неизмерительных, естественных экспериментальных методов.

Одной из центральных психологических проблем для В. была проблема соотнесения знания и веры. Он доказывал, что метафизика должна быть оставлена вере, в то время как науке позволительно употреблять ее только в виде рабочих гипотез. Этим своим утверждением он становился в оппозицию некоторым конкретным психологам своего времени, выделяя несколько видов веры в ее отношении к разуму.

Основным положением своей психологической теории В. считал "психофизический закон Введенского" или закон всеобщих признаков одушевленности, который изложен им в работах “О пределах и признаках одушевления”(1892) и “Лекции по психологии” (1908). В продолжение своего утверждения неметафизической, но научной психологии, он писал, что одушевленность или неодушевленность не может быть объективно доказана и потому является метафизическим понятием. В своих доказательствах он опирался на тот факт, что объективные признаки одушевленности должны состоять из таких материальных явлений, относительно которых может быть неоспоримо доказано, что они не могут возникать там, где нет душевной жизни.

Отвергая все монистические психологические теории, вне зависимости от того, какой именно элемент кладут они в качестве основного элемента психической жизни, В. считал необходимым в качестве основных рассматривать три элемента психики - мысли, ощущения и чувства и затем изучать их соединение по законам ассоциаций, то есть исследовать, по возможности объективно, формирование и развитие психических процессов. Рассматривая когнитивные процессы, прежде всего восприятие и мышление, В. подчеркивал необходимость отделить в наших знаниях о психических процессах объективное, то, что может быть исследовано, постигнуто в опыте, и трансцендентальное. Поэтому он писал, что бессознательные явления если и существуют, относятся к трансцендентальным, то есть метафизическим явлениям, а потому не могут входить в предмет объективной психологии, так как не существует объективных методов их исследования.

Исследуя проблему мышления, В. одним из первых разделил понятия интуитивного мышления и интуитивизма. Необходимыми условиями интуитивного мышления он считал одаренность, талантливость ученого, честность мысли, то есть умение и желание проверить правильность и достоверность полученных при помощи интуиции данных логическим или экспериментальным путем, а также хорошее знакомство с тем предметом, который исследуется в данный момент. Он особенно настаивал на этом последнем условии, так как считал, что на пустом месте без опоры на знания, без определенной посылки, невозможно никакое мышление - ни логическое, ни интуитивное. При этом он резко критиковал такое понятие как интуитивизм. Он не относил интуитивизм к мышлению, так как это, с его точки зрения, скорее не мысль, а чувство, возникающее без опоры на знание, без посылок, как прямое ощущение существования или отсутствия чего-то во внешнем мире.

Работы В. имели огромное значение для отечественной психологии. Они соединяли воедино европейскую и российскую традиции, а также различные способы исследования психики - субъективные и объективные, показав достоинства и недостатки каждого из них.

Венгер Леонид Абрамович (1925-1992)

Российский психолог.

Окончив в 1951 году факультет психологии МГУ, В. еще в студенческие годы начал научную работу под руководством А.В.Запорожца, сделав центром своей исследовательской деятельности изучение психического развития детей дошкольного возраста. В 1955 году он защищает кандидатскую, а в 1969 -докторскую диссертации. Заведующий лабораторией развития способностей детей дошкольного возраста в институте дошкольного воспитания (с 1968), профессор (1970). Автор многочисленных трудов по проблемам интеллектуального развития детей, диагностики уровня их познавательного развития, способностей, а также пособий по сенсорному и познавательному воспитанию детей дошкольного возраста, в том числе "Восприятие и обучение" (1969), "Генезис сенсорных способностей" (1976), "Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания" (1986).

В. открыты многие закономерности развития восприятия в первые годы жизни детей. Им были выявлены и описаны основные виды сенсорных эталонов (предэталоны, предметные, сенсорные) и этапы их развития (идентификация, отнесение, моделирование). В работах В. и его сотрудников раскрыта роль различных сторон восприятия в формировании высших форм познавательной активности детей, а также основные деятельности, стимулирующие развитие восприятия в разные возрастные периоды (локомоции, предметная деятельность, продуктивная деятельность - конструирование, рисование). В. была доказана ведущая роль восприятия в познавательном развитии детей дошкольного возраста, его связь с мышлением, памятью и другими психическими процессами. Разработанные им методы изучения умственного развития детей продемонстрировали принципиально новые подходы к диагностике, дав возможность анализировать как актуальные знания, так и потенциальные возможности детей, их способности.

Значительным открытием как для теоретического осмысления особенностей развития психики в дошкольном возрасте, так и для формирования развивающих программ обучения явилась выдвинутая В. идея о новой форме опосредованного мышления, свойственной детям старшего дошкольного возраста - схематическое или модельное мышление. В этой работе развиваются традиции как отечественной психологической школы Выготского, последователем которого являлся В., так и достижений зарубежной психологии, прежде всего гештальтпсихологии (исследования Коффки, Фолькельта), работ Бюлера. На основе концепции модельного опосредования В. были разработаны новые обучающие программы, а также подходы к исследованию умственных способностей детей. Эти работы привели В. к проблеме умственной одаренности, которой он занимался в последние годы жизни, разработав специальные обучающие программы для одаренных детей, а также методы диагностики одаренности у дошкольников, которую он считал динамической характеристикой. Под его руководством разработана программа развивающего обучения, в том числе и программа обучения одаренных детей. Эти программы прошли экспериментальное исследование и апробацию в дошкольных учреждениях Москвы и других городов. В. является создателем научной школы, в русле его концепции выполнен ряд докторских диссертаций, а под его непосредственным руководством было защищено около 50 кандидатских диссертаций.


 Венда Валерий Федорович 1937 г.р.

Российский психолог.

Окончил Московский Энергетический Институт (1960), кандидат технических наук (1967), старший научный сотрудник по технической эстетике (1971), доктор психологических наук (1973), член президиума психологического общества СССР (1975-1980), профессор инженерной психологии (1984), лауреат международной премии за выдающиеся исследования в области психологии (АН СССР, 1984), вице-президент общества эргономики СССР (1988-1990), приглашенный докладчик на открытии конгрессов общества человеческих факторов и эргономики США (1977 и 1991), лауреат международной премии за выдающийся вклад в эргономику и человеческие факторы (США, 1996), почетный член общества человеческих факторов и эргономики США (2002).

В 1962 году совместно со своим ментором по психологии профессором Д. А. Ошаниным опубликовал в журнале «Вопросы психологии» статью о научных задачах инженерной психологии в связи с внедрением электронных вычислительных машин. Статья была переиздана во многих странах мира.

В том же году опубликовал свою первую книгу «Оператор и машина». Возглавил первый в стране отдел эргономики в Институте технической эстетики (1963). Впервые создал методы инженерно-психологической и эстетической оценки и проектирования средств и систем отображения информации (1969), которые на много лет опередили работы в США и других странах по «юзабилити». В своей докторской диссертации исследовал зависимость сложности интеллектуальной деятельности операторов от структуры информации на дисплее (1973). Основал и возглавил лабораторию инженерной психологии в Институте Психологии АН СССР (1974). Разработал концепцию и методы количественного  измерения психологических критериев и факторов сложности деятельности человека с информационными системами и компьютерами (1975, 1982). Разработал проект системы предотвращения транспортных пробок в Москве (1975, 1982). Создал трансформационную теорию обучения (1980-1986). Открыл законы взаимной адаптации человека с другими людьми, машинами и окружающей средой (Вестник АН СССР, 1985, №1). В 1986-1990 был заведующим отделом обучения НИИ высшей школы и руководителем целевой комплексной программы повышения качества высшего образования в СССР.

Создал психологическую теорию систем гибридного интеллекта (1990). Разработал рекомендации по плавной, бескризисной трансформации экономики СССР в рыночную, которые были отвергнуты правительством Горбачева (1990). Был приглашен организовать и возглавить первую в Канаде национальную программу по эргономике и безопасности труда (1991-1999). Работал в крупнейших компаниях США по юзабилити и проектированию интернет и интранет вебсайтов (2000-2002). Преподавал инженерную психологию в Национальном университете США (2002-2003). Работал проректором Ялтинского университета менеджмента и профессором Крымского гуманитарного университета (2006-2009).

В круг его побочных интересов входил научный анализ деятельности древних астрологов, которые, как он доказал, ошибочно полагали, что изучают влияние звезд на жизнь людей, а на самом деле копили огромные бесценные данные о циклических процессах на Земле, пользуясь звездным небом как уникальными часами и записывая все происходящее вокруг них (1988). Анализируя стратегии игры в лотерею разных людей, разработал выигрышную стратегию, опровергнув мнение многих ведущих математиков о том, что это невозможно (1980).

Автор 23 книг и 326 статей по психологии и эргономике. Ряд книг использовался в качестве вузовских учебников в СССР, Словакии, Испании, США и Канаде. В 2012 вместе с молодыми коллегами В. Ю. Вендой и Л. А. Пашук представил статью в «Психологический журнал, отстаивающую российский приоритет в создании фундаментальных и прикладных основ юзабилити информационной техники.

Основные публикации

  1. Венда В.Ф. Средства отображения информации: эргономические исследования и художественное конструирование. М.: Энергия, 1969.
  2. Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. М.: Машиностроение, 1975; 2-е изд. 1982.
  3. Венда В.Ф. О законе взаимной адаптации человека и машины /  Вестник АН СССР, 1985. №1.
  4.  Венда В.Ф. Обыкновенная психология необыкновенных «чудес». М.: Знание, серия «Наука и религия», 1988.
  5.  Венда В.Ф. Системы гибридного интеллекта: эволюция, психология, информатика. М.: Машиностроение, 1990.
  6.  Венда В.Ф. Волны прогресса.  М.: Знание, серия «Философия», 1989.
  7.  Венда В.Ф. Фундаментальные проблемы, законы и методы оптимизации систем «человек–машина–среда» / Системный подход в инженерной психологии и психологии труда / Отв. ред.: В.А. Бодров, В.Ф. Венда  М.: Наука, 1992.
  8. Venda V.F. On transformation learning theory / Behavioral Science, 1986. V. 31. No.1. P. 1–11.
  9. Venda V.F., Venda Y.V. Dynamics in ergonomics, psychology and decisions. Ablex: Norwood, 1995.
  10. Venda V.F., Kalin V.K. The laws of ergonomics applied to design and testing of workstations / Ergonomics  and psychology. Developments in theory and practice / Eds. O. Chebykin, G. Bedny, W. Karwowski. London: CRC Press, Taylor and Francis, 2008. P. 71–88.

Вилюнас Витис Казиса

Российский психолог. Закончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1970), кандидат психологических наук (1974), доктор психологических наук (1990), преподает в МГУ с 1973 г., профессор кафедры общей психологии (с 1992).

Области научной деятельности: общая психология, психология мотивации и эмоций, психология личности, психология воспитания. Кандидатская диссертация выполнена под руководством профессора А.Н. Леонтьева на тему: “Психологический анализ эмоциональных явлений” (1974). Тема докторской диссертации: “Психологические механизмы развития мотивации” (1990). Исследуются проблемы психологии мотивации и эмоций, регулятивное значение психики, природные предпосылки психики человека. В центре научных исследований В. - субъективные переживания человека, субъективная реальность. Исследована феноменология эмоций, обоснована возможность использования феноменологических данных в построении теории эмоций. Обнаружено двойственное строение эмоциональных явлений, включающих эмоциональные переживания и отражение объективного содержания, которое "окрашивают" эмоции. Эмоциональные переживания непосредственно открывают субъекту смысл отражаемого содержания с точки зрения потребностей субъекта, служат побуждением к деятельности. Эмоциональные явления взаимосвязаны и процессы их порождения подчиняются определенным закономерностям. В. классифицирует эмоциональные явления на "ведущие" и "производные", в зависимости от отношения отражаемого эмоционально предмета к предметам ведущих потребностей субъекта. Рассмотрен процесс развития эмоциональной сферы человека в онтогенезе, место и значение "ключевых", "ведущих" и "ситуативных", "производных" эмоций. Обсуждается место эмоциональных явлений в развитии и функционировании всей познавательной сферы личности (1976). В. исследует механизмы биологической мотивации и, опираясь на этот материал, обращается к экспериментальному и теоретическому анализу собственно человеческой мотивации, раскрывает детерминанты развития мотивации человека, мотивационное обусловливание, мотивационное опосредование, ситуативное и онтогенетическое развитие мотивации, соотношение эмоций и мотивов, феномены мотивационной фиксации, суммации.

Общее количество научных публикаций: 54, в том числе 3 монографии: Психология эмоциональных явлений. 1976; Психологические механизмы биологической мотивации. 1986; Психологические механизмы мотивации человека. 1990.

Владиславлев Михаил Иванович (1840-1890)

Российский психолог и философ. Профессор, а с 1887 года ректор Петербургского университета. Благодаря ему психология в этом учебном заведении стала одной из ведущих дисциплин.

Переводил и популяризировал взгляды немецких психологов, прежде всего Канта (как впоследствии и его ученик Введенский), разрабатывал собственный курс опытной психологии, центральное место в котором занимали проблемы воли и нравственности. Он ввел в курс психологии очерк истории развития психологических взглядов, что давало возможность понять место современных (для того времени) психологических взглядов и их связь с прошлым опытом.

Разрабатывая свою концепцию психологии, В. стремился соединить эксперимент с идеалистическим взглядом на душу. Выступая против материализма, недостатки его, как и Кавелин он видел в невозможности с этой позиции объяснить развитие нравственности, происхождение этических и эстетических понятий и чувств человека. Применив энергетический закон к психологии, что было новинкой в 70-80-е годы прошлого века, В. связывал энергетическую теорию с забыванием и воспроизведением, говоря о том, что бессознательные состояния и забывание характеризуются минимумом энергии. Он разделял волюнтаристский подход Вундта, причем своеобразие психологических взглядов самого В., изложенных в его учебнике "Психология"(1881) проявляется именно в его трактовке воли и ее роли в психическом развитии человека, в формировании его этических и эстетических идеалов. Это соединения этики и эстетики не случайно и является одной из основных отличительных черт психологии В.

В отличие от традиционных взглядов он связывает нравственность не с мышлением или чувствами, но с воображением. Волю он считает ведущим психическим процессом, который направляет течение всех психических функций. Воля, управляющая нашей психикой, и лежит в основе различия между мышлением и воображением, отличающихся друг от друга только разными целями, разной направленностью волевого поведения. Связывая воображение с этикой и эстетикой, В. писал, что оно всегда служит истине, красоте и благу. Как служитель красоты оно создает идеальные эстетические типы, а для осуществления влечений к истине и благу создает нравственные идеалы. Исходя из своей концепции психики он рассматривал искусство как практическую психологию и как школу нравственности.

Он считал поэзию идеальной выразительницей психических состояний человека, значение которой еще предстоит оценить ученым. Искусство же, по его мнению, явилось из потребности души быть в соприкосновении с миром высокой ценности, с миром идеалов. Поэтому-то искусство дает человеку не только возможность отдохнуть, расслабиться, но и учит его жизни, формируя у него определенные ценности. Именно при создании идеалов - и в искусстве, и в религии и в жизни, воображение переходит в творчество, создавая нечто значительное и своеобразное. Среди таких продуктов творчества и представления об идеальном народе или идеальном человеке, в частности представления о типично русском характере. Поэтому эти модели не столько отражают реальные черты и качества народа, сколько идеальные стремления данной нации. Однако идеалы создаются не только на основе воображения, но и на основе опыта, рефлексии и воли, влиянием которых В. объясняет разницу между идеалами у разных народов и даже у одного и того же народа, находящегося на разных этапах развития. Уделяя большое внимание проблеме воспитания чувств, В. связывал такое воспитание с развитием воображения при помощи искусства, при этом им дается детальное описание разницы в эмоциональном воздействии живописи, музыки, поэзии и прозы, представляющее значительный интерес.

Власова Татьяна Александровна (1905-1986)

Российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук(1972), профессор (1976), заслуженный деятель науки (1980), действительный член АПН СССР (1982). Закончила дефектологический факультет МГПИ им. Ленина (1930). Принимала участие в создании первого в нашей стране научного центра по дефектологии - Экспериментально-дефектологического института Наркомпроса РСФСР, где заведовала отделением, а с 1932 г. стала заместителем директора по учебной и научной работе. В 1968-1986 г.г. являлась директором НИИ дефектологии АПН СССР.

В. изучала проблемы комплектования и состава учащихся специальных школ, исследовала особенности психического развития детей с нарушениями слуха. Полученный ее материал был обобщен в книге "О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка", способствовавшей упорядочению отбора детей в специальные школы. Ею систематизированы результаты научных разработок в разных отраслях дефектологии, с различными категориями аномальных детей. Большое внимание В. уделяла обоснованию принципа и разработке проблем дифференцированного обучения аномальных детей, чему была посвящена ее докторская диссертация. Экспериментальное изучение вопроса о состоянии и возможностях развития остаточной слуховой функции у глухих и слабослышащих детей, осуществляемое под ее руководством и при ее участии, способствовало перестройке всей акупедической работы в специальных школах и детских садах для детей с нарушениями слуха.

Теоретические задачи связывались ею с дефектологической практикой. По ее инициативе были широко развернуты исследования в области дошкольного воспитания и обучения аномальных детей разных категорий (с задержками психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата), изучение генетических проблем аномального развития и др.

Войтоловский Лев Наумович (1876-1941)

Российский психолог, литературовед, критик и публицист, один из основателей отечественной марксистской социальной психологии.

Окончив в 1901 г. медицинский факультет Харьковского университета, работал в клинике нервных и душевных болезней в Киеве. Опубликовал в это время несколько глав одного из первых в отечественной науке труда по социальной психологии - "Роль чувств в коллективной психологии". Тогда же начинается литературная и публицистическая деятельность В., фоpмиpуется его марксистское мировоззрение. Он публикуется в легальной марксистской печати (журнал "Правда") и в других изданиях, где в частности печатает и свои работы по социальной психологии (1912). В качестве военного врача участвовал в первой мировой и гражданской войнах, написал книгу "По следам войны. Походные записки. 1914-1917" (1925- 1927). В годы Советской власти В. издал книгу "Очерки коллективной психологии" (1925), но в основном выступал как литературовед. В работах В. проявлялись элементы социологизаторства.

Труды В. по "коллективной психологии" относятся к числу истоков отечественной социальной психологии. Начала новой науки он излагал с марксистских позиций, хотя слабое владение марксисткой методологией определяло непоследовательность, идеологическую размытость его научной позиции. В. подчеркивал, что марксистское положение о решающем значении экономического базиса не снижает роли революционной самодеятельности как масс, так и отдельных индивидов, их воли, стремлений, интересов. Вырастая из экономического фактора, социальная психология (В. ее иногда еще называл политической, идеологической) приобретает относительную самостоятельность. Он ввел в отечественную психологическую литературу основополагающий тезис марксизма - ленинизма о народных массах как двигателе истории.

Критиковал отношение Н.К.Михайловского к народным массам, считая, что его работа "Герои и толпа" – отражает не психологию, а "патологию масс" и сходна в этом вопросе с позицией Ницше. Термины "толпа", "чернь" В. заменил понятием "коллективизм". Критиковал Тарда, Лебона, Сигеле и других теоретиков "толпы", в частности тезиса Лебона о том, что "люди в толпе не могут обойтись без господина" ("героя", вожака, лидера), оспаривал их положения о преступности, легкомысленности, обезличенности и чрезвычайной внушаемости толпы. Ссылкой на практику исторических событий он опровергал представления о действии в толпе автоматических импульсов "психологической заразы", о затемнении и сужении в толпе сознания индивида, минимизации сознательного контроля. В противовес положению о толпе как "загипнотизированной массе", беспрекословно повинующейся воле вожака, В. отстаивал тезис о роли сознания в революционном движении. В то же время он выступал против рассудочности в работе с массами, подчеркивая огромную роль эмоций в коллективной психологии. Писал о необходимости установить гармонию между экономикой и социальной психологией.

Волков Николай Николаевич (1897-1975)

Российский психолог, философ и художник.

Окончил филологический факультет Московского университета, где занимался психологией, логикой и историей философии. После окончания университета преподавал в средней школе литературу. По приглашению Г.Г. Шпета, учеником которого был еще в университете, в 1924 году работал научным сотрудником философского отделения Государственной Академии художественных наук, избирался ее действительным членом. В это время им опубликована в сборнике ГАХН первая его психологическая работа о восприятии литературы. Занимался проблемами психологии искусства, опубликовав статьи о психологии портрета, внутренней форме слова и художественного (прежде всего живописного) произведения. В тот же период он все свое свободное время отдавал творческой работе в области живописи, заниматься которой начал еще в школьные годы под руководством Шишкиной. Первые зрелые работы В. были представлены в 1933 году на выставке «15 лет советской графики».

С 1945 года В. работал в Институте психологии Академии педагогических наук, где он защитил кандидатскую диссертацию по вопросам восприятия, а затем и докторскую диссертацию, посвященную проблеме восприятия предмета и рисунка. Некоторое время он заведовал лабораторией психологии искусства и труда, помогал в исследовательской работе сотрудникам Института художественного воспитания.

За время работы в Институте психологии им опубликован ряд работ по психологии восприятия и художественного творчества. Из них особенно значимым является его фундаментальный труд (докторская диссертация) «Восприятие предмета и рисунка» (1950), который широко используется психологами, занимающимися вопросами психологии художественного творчества и восприятия живописи, а также методистами по эстетическому воспитанию. Эта книга имеет существенное значение и для общей психологии, для теории восприятия. В ней В. на основе анализа имевшихся в то время теорий константности и своего обширного экспериментального материала, дал новую трактовку константности восприятия, рассматривая ранее не привлекавший внимания психологов вопрос о различии между восприятием предмета и восприятием его изображения на плоскости. В связи с появлением в последнее время интереса к перцептивному мышлению особую актуальность приобретает данная В. трактовка зрительного восприятия как активной перцептивно-мыслительной деятельности, состоящей из зрительных суждений, зрительных оценок и зрительных обобщений.

Представляет интерес и его учение о зонной природе зрительного восприятия.

После увольнения из Института психологии В. несколько лет оставался без работы и только в 1957 году, в период либерализации, начинает вновь вести плодотворную и интенсивную исследовательскую работу, до последнего дня своей жизни сотрудничая в Институте истории и теории искусств Академии художеств СССР. Одновременно он продолжал заниматься и живописью. За этот период им опубликован ряд работ, как по теории живописи, так и по психологии искусства. Отличительной особенностью книг В. по теории живописи является комплексный, искусствоведческо-психологический подход к рассмотрению особенностей живописи. Так, в его капитальном труде «Цвет в живописи» большое внимание уделено чисто психологическому рассмотрению восприятия цвета. В книге «Мои мысли об искусстве» технические приемы акварели анализируются с точки зрения их воздействия на зрителя. В работе «Восприятие картины» на основе анализа картин устанавливаются этапы их восприятия и роль ряда условий, влияющих на этот процесс. 

Воловикова Маргарита Иосифовна (род. в 1947г.)

Доктор психологических наук (2006), профессор (2010), зав. лабораторией психологии личности Института психологии РАН (2010).
В 1971 г. окончила философский факультет МГУ им. Ломоносова. В Институте психологии АН СССР (затем – ИП РАН) работает с марта 1972г. С 1987 г. заместитель заведующего лабораторией методологии, теории и истории психологии, с 1991 по 2009 гг. – заместитель заведующего лабораторией психологии личности, с 2010 - зав. лабораторией.
Ученица А.В. Брушлинского. Тема кандидатской диссертации «Познавательная мотивация в процессе решения мыслительных задач» (1981). В совместной с А.В. Брушлинским статье (1976г.) был впервые описан феномен немгновенного инсайта. Продолжает разрабатывать открытый А.В. Брушлинским микросемантический анализ. Специалист в области психологии мышления, социальной психологии личности, этнопсихологии. В 2005 г. М.И. Воловиковой защищена докторская диссертация на тему: «Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете». Участвовала в проекте ИНТАС «Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков» (1999-2001гг.). Ответственный редактор более десяти коллективных монографий и сборников научных трудов. В качестве научного редактора ею подготовлена к изданию книга Т.А. Флоренской «Диалоги о воспитании и здоровье (духовно-ориентированная психотерапия)» (2002).
Основные труды:
Представления русских о нравственном идеале. М., 2004, 2005.
Психология и праздник: Праздник в жизни человека. М., 2003.(совместно с С.В. Тихомировой и А.М. Борисовой) 
Основы нравственной психологии (учебно-методическое пособие для студентов психологического факультета). Смоленск, 2005 (совместно с Л.Л. Дикевич) 

Воронин Анатолий Николаевич 1961 г.р.

Ведущий научный сотрудник, доктор психологических наук, профессор.

Область исследований: психология интеллекта и креативности, психология способностей, психодиагностика.

В 1987 году окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1987 стажировался и работал в институте психологии РАН в лаборатории психологии способностей под руководством В.Н.Дружинина. В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Диагностика аттенционных способностей школьников старших классов». В 2004 защитил докторскую диссертацию по теме «Интеллект и креативность в совместной деятельности». В 2006 году присвоено звание профессора.

Научные интересы лежат в области малоизученных видов совместной деятельности, в том числе и интеллектуальной, включенной вбольшинство современных видов профессиональной и учебной деятельности. Выявленные психологические закономерности проявления интеллекта и креативности в совместной интеллектуальной деятельности демонстрируют существенную зависимость интеллектуального потенциала человека от социальных условий и его ситуативную изменчивость.

Член Ученого совета института психологии РАН.

Выготский Лев Семенович (1896-1934)

Российский психолог.

Еще в дореволюционный период В. написал трактат о "Гамлете", где звучат экзистенциальные мотивы об извечной "скорби бытия". С 1917 года он учитель в Гомеле, являясь бескомпромиссным сторонником естественнонаучной психологии, ориентированной на учение Сеченова и Павлова, которое он считал фундаментом, на котором должна быть выстроена новая система представлений о детерминации человеческого поведения, в том числе при восприятии произведений искусства. В 1924 году В. переезжает в Москву, становясь сотрудником Института психологии, перед которым была поставлена задача перестройки на основе философии марксизма. Считая первоначально, что новая психология призвана интегрироваться с рефлексологией в единую науку, В. осуждает рефлексологию за дуализм, поскольку, игнорируя сознание, она выносила его за пределы телесного механизма поведения. В статье "Сознание как проблема поведения" (1925) он намечает план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве непременных регуляторов поведения, которое у человека включает речевые компоненты. Опираясь на положение Маркса о различии между инстинктом и сознанием В. доказывает, что благодаря труду происходит "удвоение опыта" и человек приобретает способность "строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле." Понимая слово как действие (сперва речевой комплекс, затем - речевую реакцию) В. усматривает в нем особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Он придает особое значение его знаковой природе, благодаря чему качественно меняется структура душевной жизни человека и его психические функции (восприятие, память, внимание, мышление) из элементарных становятся высшими. Трактуя знаки языка как психические орудия, которые, в отличие от орудий труда изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта, В. предложил экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим структурам развивается система высших психических функций. Эта программа успешно выполнялась им совместно с коллективом сотрудников, образовавших школу. В центре интересов этой школы было культурное развитие ребенка. Наряду с нормальными детьми В. большое внимание уделял аномальным (страдающим от дефектов зрения, слуха, умственной отсталости), став основоположником особой науки - дефектологии, в разработке которой отстаивал гуманистические идеалы. Первый вариант своих теоретических обощений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, В. изложил в работе "Развитие высших психических функций", написанной им в 1931 году. В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков, как средств регуляции психической деятельности - сперва во внешнем взаимодействии индивида с другими людьми, а затем перехода этого процесса извне во внутрь, в результате чего субъект обретает способность управлять собственным поведением), этот процесс был назван интериоризацией). В последующих работах В. делает упор на исследовании значения знака, то есть на сопряженном с ним (преимущественно интеллектуальном) содержании. Благодаря этому новому подходу, он, совместно с учениками, разработал экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка, запечатленную в его главном труде "Мышление и речь" (1934). Эти исследования он тесно связывал с проблемой обучения и его воздействия на умственное развитие, охватывая широкий круг проблем, имеющих большое практическое значение. Среди выдвинутых им в этом плане идей особую популярность приобрело положение о "зоне ближайшего развития", согласно которому только то обучение является эффективным, которое "забегает вперед развития", как бы "тянет" его за собой, выявляя возможности ребенка решить при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может. Важное значение в развитии ребенка В. придавал кризисам, которые ребенок испытывает при переходе от одной возрастной ступени к другой. Умственное развитие трактовалось В. как нераздельно сопряженное с мотивационным (по его терминологии аффективным), поэтому в своих исследованиях он утверждал принцип единства "аффекта и интеллекта", однако реализовать программу исследований, анализирующих этот принцип развития ему помешала ранняя смерть. Сохранились лишь подготовительные работы в виде большой рукописи "Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование", основное содержание которого составляет анализ "Страстей души" Декарта - работы, которая согласно В. определяет идейный облик современной психологии чувств с ее дуализмом низших и высших эмоций. В. полагал, что перспектива преодоления дуализма заложена в "Этике" Спинозы, однако каким образом удастся перестроить психологию, опираясь на философию Спинозы, он не показал. Труды В. отличала высокая методологическая культура. Изложение конкретных экспериментально-теоретических проблем неизменно сопровождалось философской рефлексией. Наиболее ярко это сказалось как в работах о мышлении, речи, эмоциях, так и при анализе путей развития психологии и причин ее кризиса в начале ХХ века. В. полагал, что кризис имеет исторический смысл. Его рукопись, которая была впервые опубликована только в 1982 году, хотя работа была написана в 1927 году, так и называлась - "Исторический смысл психологического кризиса". Этот смысл, как считал В., заключался в том, что распад психологии на отдельные направления, каждое из которых предполагает собственное, несовместимое с другими, понимание предмета и методов психологии закономерен. Преодоление этой тенденции к распаду науки на множество отдельных наук требует создание особой дисциплины "общей психологии" как учения об основных общих понятиях и объяснительных принципах, позволяющих этой науке сохранить свое единство. В этих целях философские принципы психологии должны быть перестроены и эта наука должна быть избавлена от спиритуалистических влияний, от версии, согласно которой главным методом в ней должно стать интуитивное понимание духовных ценностей, а не объективный анализ природы личности и ее переживаний. В связи с этим В. намечает (также нереализованный, как и многие другие его замыслы) проект разработки психологии "в терминах драмы". Он пишет о том, что "динамика личности - это драма". Драматизм выражен во внешнем поведении в том случае, когда происходит столкновение людей, исполняющих различные роли "на сцене жизни". Во внутреннем плане драматизм связан, например, с конфликтом между разумом и чувством, когда "ум с сердцем не в ладу". Хотя ранняя смерть не позволила В. реализовать многие перспективные программы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов) наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования этой личности. Это существенно обогатило практику обучения и воспитания нормальных и аномальных детей. Идеи В. получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии и др. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал.


Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН