российский психолог, доктор психологических наук (1991), профессор (1992)

Закончила факультет психологии Ленинградского университета (1971). Работала на кафедре психологии и педагогики Томского государственного университета (1971-1981), затем на кафедре психодиагностики и медицинской психологии Киевского государственного университета (1981-1994). С 1994 г. работает в Институте психологии РАН (Москва) в качестве ведущего научного сотрудника, с 2001 по 2017 гг. – зав. лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина, в настоящее время – главный научный сотрудник лаборатории.
-
В 1974 г. на факультете психологии ЛГУ защитила кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления», в 1990 г. на факультете психологии МГУ – докторскую диссертацию на тему «Структурная организация индивидуального интеллекта».
Основные области научных исследований: интеллект, способности, когнитивные стили, понятийное мышление, интеллектуальная одаренность, интеллектуальное воспитание учащихся в процессе обучения.
Научный соруководитель образовательного проекта «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ), в рамках которого разработано новое поколение школьных учебников (учебно-методических комплектов) по математике для 5–9-х классов, ориентированных на интеллектуальное воспитание учащихся на основе обогащения их ментального опыта (совместно с проф. Э.Г. Гельфман).
-
Адрес: 129366 Москва, ул.
Ярославская, д.13, комн. 345
Телефон: (495) 682-71-78
E-mail: kholod@psychol.ras.ru
Область
научных интересов: психология
познания, в том числе интеллект, когнитивные стили, понятийное мышление,
концептуальные способности, интеллектуальная одаренность, интеллектуальное
воспитание учащихся в процессе обучения, психодиагностика интеллектуальных
способностей.
- Лауреат
конкурса в сфере образования и науки
(1997).
-
Лауреат премии
Президента Российской Федерации в
области образования
(1999).
- Лауреат премии федеральной
целевой программы «Одаренные дети»
президентской программы «Дети России»
(диплом Министерства образования
Российской Федерации от 13.12.2001 г.)
Общее количество
публикаций – 164, в том числе 6 монографий.
Основные публикации
Монографии:
-
Холодная М.А. Интегральные
структуры понятийного мышления. –
Томск: Изд-во Томского ун-та, 1983. – 190 с.
- Холодная М.А. Психология
интеллекта: Парадоксы исследования. –
- СПб.: Питер, 1997/2002 – 272 с.
- Холодная М.А. Когнитивные стили:
О природе индивидуального ума. – СПб.:
Питер, 2002/2004. – 384 с.
- Гельфман Э.Г., Холодная М.А.
Психодидактика школьного учебника.
Интеллектуальное воспитание учащихся.
– СПб.: Питер, 2006. – 384 с.
- Холодная М.А. Психология понятийного
мышления: от концептуальных структур
к понятийным способностям. М.: Изд-во
«Институт психологии РАН», 2012. – 288 с.
- Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Развивающие
учебные тексты как средство интеллектуального
воспитания учащихся. М.: Изд-во «Институт
психологии РАН», 2016. – 200 с.
Научные
труды, подготовленные в качестве
ответственного редактора
-
Рабочая
концепция одаренности / Отв. ред. В.Д.
Шадриков, Д.Б. Богоявленская, М.А.
Холодная, Ю.Д. Бабаева и др. 2-е изд.,
расшир. и перераб. М., 2003. — 94 с.
-
Психология
способностей: Современное состояние
и перспективы исследований / Материалы
научной конференции, посвященной памяти
В.Н. Дружинина, ИП РАН, 19—20 сентября
2005 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная.
М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,
2005. — 477 с.
-
Дружинин
В.Н. Психология способностей: Избранные
труды / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А.
Холодная. М.: Изд-во «Институт психологии
РАН», 2007. — 541 с. (Серия «Выдающиеся
ученые Института психологии РАН»).
-
Теоретическое
наследие Л.М. Веккера: На пути к единой
теории психических процессов / Отв.
ред. М.А. Холодная, М.В. Осорина.
Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского
университета. 2008. — 261 с.
-
Психология
интеллекта и творчества: традиции и
инновации / Материалы Всероссийской
конференции, посвященной памяти Я.А.
Пономарева и В.Н. Дружинина, 7—8 октября
2010 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная,
Д.В. Ушаков, Т.В. Галкина. М.: Изд-во
«Институт психологии РАН», 2010. — 368 с.
Основные
статьи:
-
Холодная
М.А. Существует ли интеллект как
психическая реальность? / Вопросы
психологии. № 5. 1990. С. 121—128.
-
Холодная
М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные
способности / Психологический журнал.
Т. 13. № 3, 1992. С. 84—93.
-
Холодная
М.А. Психологические механизмы
интеллектуальной одаренности / Вопросы
психологии. № 1. 1993. С. 32—39.
-
Холодная.
М.А., Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н.
Психологические основы конструирования
учебной информации (проблема
интеллектоемких технологий преподавания)
/ Психологический журнал. Т. 14. № 6. 1993.
С. 35—45 40.
-
Gelfman
E.G., Kholodnaya M.A. et al. Concept formation process and
individual child’s intelligence / Mathematics for Tomorrow’s
Young Children: International Perspectives on Curriculum / Ed. by
H.M. Mansfield et. al.. Dortrecht, The Netherland: Klumer Acad.
Publishers, 1994. Р.
151—163 (всоавт.
— ГельфманЭ.Г.
идр.).
-
Холодная
М.А. Психологический статус когнитивных
стилей: предпочтения или “другие
способности”? / Психологический журнал.
1996. Т. 17. № 1. С. 61—69.
-
Shavinina
L.V., Kholodnaya M.А.
The cognitive Experience as a Psychological Basis of Intellectual
Giftedness / J. for the Education of the Gifted. 1996. V. 20. №
1. Р.
3—35.
-
Холодная
М.А. Когнитивные стили: парадигма
«других» способностей / Стиль человека:
Психологический анализ / Под ред. А.
Либина. М., 1998. С. 52—63.
-
Холодная,
М. А., Гельфман Э.Г. Интеллектуальное
воспитание личности / Педагогика.
1998. № 1. С. 3–12.
-
Холодная
М.А. Когнитивный стиль как квадриполярное
измерение / Психологический журнал.
2000. Т. 21. № 4. С. 46—56.
-
Холодная
М.А. Основные направления изучения
психологии способностей в Институте
психологии РАН / Психологический
журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 13—22.
-
Холодная
М.А., Кострикина И.С. Особенности
когнитивных стилей «импульсивность/рефлективность»
и «ригидность/гибкость познавательного
контроля» у лиц с высокими и сверхпороговыми
значениями IQ / Психологический журнал.
2002. Т. 23. № 6. С. 72—82.
-
Холодная
М.А. Психологическое тестирование и
право личности на собственный вариант
развития / Психология. Журнал Высшей
школы экономики. 2004. Т. 1. № 2, С. 66—75.
-
Холодная
М.А. Профессиональные иллюзии как
следствие упрощенного представления
о природе интеллекта / Психология.
Журнал Высшей школы экономики. Т. 1. №
3. 2004. С. 38—41.
-
Холодная
М.А., Берестнева О.Г., Кострикина И.С.
Когнитивные и метакогнитивные предпосылки
интеллектуальной компетентности в
области научно-технической деятельности
/ Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 1.
С. 51—59.
-
Холодная
М.А. Структура и функции естественного
интеллекта в контексте проблемы
искусственного интеллекта / Искусственный
интеллект: Междисциплинарные исследования
/ Под ред. Дубровского Д.И., Лекторского
В.А. М., 2006. С. 149—162.
-
Холодная
М.А. Перспективы исследований в области
психологии способностей / Психологический
журнал. 2007. Т. 28. № 1. С. 28—37.
-
Холодная
М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А.
Структура стратегий совладания в
юношеском возрасте: к проблеме валидности
опросника «Юношеская копинг-шкала» /
Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 143—156.
-
Холодная
М.А. Теория интеллекта Б.Г. Ананьева:
ретроспективный и перспективный аспекты
/ Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 5.
С. 49—60.
-
Холодная
М.А., Гельфман Э.Г. Ценностные аспекты
психологии интеллекта и их реализация
в образовательной практике / Ценностные
основания психологической науки и
психология ценностей / Под ред. В.В.
Знакова, Г.В. Залевского. М.: Изд-во
«Институт психологии РАН», 2008. С. 236—261.
-
Холодная
М.А. Стили совладания в юношеском
возрасте в контексте проблемы
интеллектуального контроля совладающего
поведения / Совладающее поведение:
Современное состояние и перспективы
/ Под ред. А.Н. Журавлева и др. М.: Изд-во
«Институт психологии РАН», 2008. С. 84—96.
-
Холодная
М.А. Теоретические представления Л.М.
Веккера о природе концептуальных
структур в контексте исследований
креативности / Психологический журнал,
2008. Т. 29. № 5. С. 21—31.
-
Холодная
М.А. Возможности объединения
онтологического, субъектного и ресурсного
подходов в исследовании интеллекта /
Личность и бытие: Субъектный подход /
Материалы научной конференции,
посвященной 75-летию со дня рождения
А.В. Брушилинского, 15—16 октября 2008 г.
М.: изд-во «Институт психологии РАН»,
2008. С. 201—204.
-
Холодная
М.А. Интеллектуальное воспитание и
функциональная грамотность: приоритеты
в сфере школьного образования / Материалы
IV Всероссийского съезда психологов
образования России "Психология и
современное российское образование",
8—12 декабря 2008 года, Москва. С. 381—383.
-
Холодная
М.А. Ментализм как альтернатива
традиционным теориям в области психологии
познания / Ярославский психологический
Вестник. Вып. 25. Ярославль, 2009. С. 87—89.
-
Холодная
М.А. Интеллект как ресурс совладающего
поведения / Материалы итоговой научной
конференции Института психологии РАН
(12—13 февраля 2009 г.). М.: Изд-во «Институт
психологии РАН», 2009. С. 236—249.
-
Холодная М.А., Алексапольский
А.А. Интеллектуальные способности и
стратегии совладания / Психологический
журнал. 2010. Т.31. № 4. С. 59-68.
-
Холодная М.А.
Эволюция интеллектуальной одаренности
от детства к взрослости: эффект инверсии
развития / Психологический журнал.
2011. Т. 32. № 5. С. 69-78.
-
Холодная
М.А., Щербакова
О.В., Горбунов И.А., Голованова И.В.,
Паповян М.И.
Информационно-энергетические
характеристики различных типов
когнитивной деятельности / Психологический
журнал. 2013. Т. 36. № 5. С. 96-107.
-
Журавлев
А.Л., Холодная М.А. О стиле научного
творчества В.Н. Дружинина / Психологический
журнал. 2015. Т. 36. № 4. С. 109-113.
-
Холодная М.А.
Интеллект, креативность, обучаемость:
ресурсный подход (о развитии идей В.Н.
Дружинина) / Психологический журнал.
2015. Т. 36. № 5.C.
5-14.
-
Kholodnaya M.A., Emelin A.A.
Resource
function of conceptual and metacognitive аbilities
in adolescents with different forms of disontogenesis / Psychology
in Russia.
№ 4. 2015. С.
26-35.
-
KholodnayaМ.А.,
Gelfman E.G.Development-focused
educational texts as a basis for learners’ intellectual
development in studying mathematics (DET technology)
/ Psychology in
Russia: State of the Art. Volume 9, Issue
3, 2016, рр. 24-37.
-
Kholodnaya
M.A., Volkova E.V. Conceptual structures, conceptual abilities and
productivity of cognitive functioning: the ontological approach /
Procedia - Social and Behavioral Sciences 217 (2016). P. 914-922.
-
Холодная
М.А. Интеллектуальная
одаренность как развивающаяся
интеллектуальная компетентность /
Психология одаренности и творчества:
монография / Под ред. проф.
Л. И. Ларионовой, проф. А. И. Савенкова.
— М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С. 149-163
-
Холодная
М.А., Хазова С.А. Феномен концептуализации
как основа продуктивности интеллектуальной
деятельности и совладающего поведения
/ Психологический журнал. Т. 38. № 5. 2017.
С. 5-17.
Учебные
пособия
- Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Математика:
учебная книга и практикум для 5 класса: в
2 ч. Ч. 1: Натуральные числа и десятичные
дроби / Гельфман Э.Г. [и др.]. – 8 изд., исправл.
и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2012. – 240 с.
- Гельфман Э.Г., Холодная М.А. и др.
Математика: учебная книга и практикум
для 5 класса:
в 2 ч. Ч. 2: Положительные и отрицательные
числа / Гельфман Э.Г. [и др.]. – 5
- Гельфман Э.Г., Холодная М.А. и др. Математика:
методическое пособие для 5 класса /
Гельфман Э.Г. [и др.]. М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2012. – 231 с.
- Гельфман Э.Г., Холодная М.А., Кузнецова
М.В. Математика. Программа для основной
школы. 5–6 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2012. – 95 с.
- Гельфман
Э.Г., Холодная
М.А. и др. Математика: методическое
пособие для 5 класса /
Гельфман Э.Г. [и др.]. М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2012. – 231 с.
- Гельфман
Э.Г., Холодная
М.А. и др. Математика: методическое
пособие для 6 класса /
Гельфман Э.Г. [и др.]. М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2013. – 248 с.
- Гельфман Э.Г., Холодная М.А. и др. Математика:
учебная книга и практикум для 6 класса:
в 2 ч. Ч. 2: Рациональные числа / Гельфман
Э.Г. [и др.]. – 6 изд., исправл. и доп.
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 216
с.
- Гельфман Э.Г., Холодная М.А., Кузнецова
М.В. Алгебра. Программа для основной школы.
7–9 классы. М.: Бином. лаборатория знаний,
2013. – 88 с.
kholod@psychol.ras.ru
раб.
т.
8-495-682-71-78
|